человек уже ходил по луне, а зонтики остались зонтиками...
Сложившаяся в Кайентае разношерстная компания учёного зазнайку Муцу тоже не сильно любила. Мало того, что он равными себе считал немногих, так ещё и позицию собственную всегда имел, и отстаивал её жестко, а порой даже агрессивно. Уравновесить его в ту пору получалось только у миротворца Рёмы. У Рёмы вообще здорово получалось кого-то уравновешивать. Пожалуй, у Рёмы просто ВСЁ здорово получалось.
А вот прочие члены Кайентая в удобный момент после инцидента с Мэйко Мару ( 明光丸 ) даже собирались Муцу убить, прикрывшись тем, что он, как уроженец клана Кисю, мог перейти на противоположную сторону в переговорах. Отменилось мероприятие в самый последний момент - отчаянно запротестовал юный Накаджима Сакутаро ( 中島作太郎 ). Неизвестно, по этой ли причине или просто так совпало, но впоследствии Муцу выдал за Накаджиму свою младшую сестру, а сам Накаджима стал спикером Палаты Представителей в первом Имперском Парламенте.

А затем убийство Рёмы развязало руки желавшим войны патриотам. Вместе с императорскими войсками Муцу добрался до Осаки, где сумел побеседовать с Гарри Парксом и Эрнестом Сатоу и окончательно утвердиться в своих взглядах на необходимость открытия и модернизации страны, после чего вернулся в Киото и высказал все свои рекомендации Ивакуре Томоми. А 11 января 1868 года Ивакура включил его в состав секретариата иностранных дел. В свои 25 Муцу оказался младшим из пяти его руководителей и единственным, кто не был родом из Сацума или Тёсю. В автобиографии он по этому поводу писал: "Впервые в жизни я оказался на ответственной позиции, и это стало первым шагом на моём пути служения стране".

Тем временем из Америки был доставлен заказанный ещё сёгунатом броненосец. Но, подавая пример почтальонам Печкиным всего мира, передавать его новому правительству американская сторона отказывалась, потому что у него документов нету гражданская война на севере ещё продолжалась и легитимность нового правительства виделась американцам весьма спорной.
Получить корабль новому правительству, меж тем, ужасно хотелось - иначе с остатками сёгунской армии на Хоккайдо им было не равняться. А убеждать американцев, впервые применяя на практике свои дипломатические способности, пришлось Муцу. После чего ему же выпало своими силами добывать огромную сумму - 500 000$, чтобы корабль оплатить. Платить в итоге в обмен на благосклонность и поддержку нового правительства пришлось крупным осакским торговцам во главе с торговой компанией Мицуи. А броненосец, названный Адзума Кан (да-да, та самая "Каменная Стенка"), ещё долго оставался гордостью японского флота.

Но как только ситуация в стране немного утряслась, Муцу снова оказался раздражающим чужеродным элементом в своём окружении. На этот раз он мешал сложившейся олигархии Сацума и Тёсю - Муцу начали потихоньку вытеснять из правительства. Почувствовав это, Муцу написал своё первое заявление об отставке, в котором упрекал правительство в фаворитизме и загнивании и предрекал восстание какого-нибудь из недовольных политикой Са-Тё кланов. А если будете продолжать в том же духе, - писал Муцу, - предлагаю первым снять с должности меня.
Заявление, впрочем, так никогда и не было принято. Вместо отставки в 1869 году Муцу стал губернатором префектуры Хёго. И, загоревшись идеей реформирования системы местной администрации, при поддержке Ито Хиробуми написал предложение об упразднении кланов и учреждении префектур. Но поступающие от Муцу документы ещё долго будут игнорироваться правящими кругами - с собрания, на котором Муцу и Ито представили своё предложение в Токио, чиновники один за другим молча выходили из зала.
Решив действовать иначе, Муцу разорвал связи с правительством и вернулся в родной город.

Клану Кисю, меж тем, жилось не слишком сладко. Будучи одним из Токугава госанкэ ( 徳川御三家 ), он оказался под пристальным взглядом нового правительства, которое размышляло над тем, не стоит ли как-нибудь наказать своего недавнего противника. Упирая на необходимость сохранения мира и спокойствия в лишь недавно успокоившейся после волнений стране, Муцу сумел отстоять целостность клана, готового уже было отдать часть своих земель в доказательство лояльности двору.
В одночасье став местным героем, Муцу активно взялся за реформирование. Во главе намечающихся преобразований он поставил изучавшего за границей военное дело Цуду Изуру ( 津田出 ), а в министры финансов (т.е. кандзё бугё) вывел производителя соевого соуса Хамагучи Горё ( (浜ロ梧陵 ), на деле подтвердив свою (и не только, впрочем, свою, и уже давно не новую) идею о равенстве всех четырёх классов.
Протеже Муцу полумерами тоже не баловались. Так, Цуда начал с того, что в 20 раз урезал содержание самурайским семьям, аргументируя это тем, что содержание первоначально вводилось как оплата за реальную службу, а совсем не как пособие по содержанию протирателей хакама.

Но вот, в июле 1871 года, два года спустя после молчаливого отклонения предложения Муцу и Ито об упразднении клановой системы, правительство наконец-то самостоятельно пришло к выводу о необходимости данной реформы. К тому времени Муцу и его протеже успели провернуть в Кисю огромный пласт преобразований. В своей автобиографии (Mutsu-Shoden) Мунэмицу писал:
"Поскольку упразднение клановой системы и учреждение префектур являются давнишним моим предложением, мне следовало бы быть благодарным решению воплотить его в жизнь. Однако, есть здесь одна проблема. В течение трёх прошлых лет я посвятил себя надзору за проведением военных реформ в клане Кисю, внедрению, прежде других провинций, немецкой системы призыва и успешному повышению военного потенциала клана путём квази-всеобщего призыва. А затем приходит приказ расформировать войска. И хотя время по охлаждению пыла некоторых молодых офицеров выдалось трудным, я всё же сумел мирно разрешить возникший конфликт. В случае же Вакаямы, полагаю, справиться с последствиями упразднения кланов и учреждения префектур будет крайне проблематично".
Впрочем, вскоре, после беседы Цуды с Сайго Такамори вопрос об упразднении клановой системы был ещё на некоторое время отложен, а Муцу, удачно пристроивший обоих своих протеже в новое Министерство Финансов, сменившее в 1872 году Министерство Налогообложения, стал вновь прокладывать себе путь в большую политику, где его пока ещё были не очень рады видеть...


@темы: Links, Books, Я просто расскажу вам о..., Bakumatsu (1853-1867), Meiji (1868-1912), Mutsu Munemitsu