человек уже ходил по луне, а зонтики остались зонтиками...
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало
В пробке на подъезде к КАДу
И когда придёт не знает.
© Toki

Это я вообще к тому, что кто как, а Токи при отсутствии признаков в небе солнца имеет склонность забивать на всё, долго гулять и петь песни. Потом солнце выходит, Токи возвращается в норму, обнаруживает гору обвиняющих его в прокрастинаторстве дел и думает, а может и правда им, прокрастинаторством этим, позаниматься? Потому что петь гораздо веселее, чем писать. По крайней мере сейчас.
Конец лирического отступления.

Айван Моррис "Благородство поражения. Трагический герой в японской истории"
За эту книгу я взялся без каких-либо определенных целей и ожиданий, просто потому, что она не виделась мне ни научной, ни художественной - этакое нечто между и непонятно что, идеально соответствовавшее моему тогдашнему настроению. Впрочем, я ошибся. Книга оказалась скорее и художественной и научной, чем наоборот, и, как выяснилось, такое сочетание гораздо, гораздо вкуснее того, что я первоначально предполагал.

По ходу прочтения окончательно уверился в начавшей меня сравнительно недавно посещать мысли, что интерес к истории Японии у меня весьма странный: мне совершенно не интересно, с чего всё начиналось (хотя обычно мифологии меня крайне занимают) и как развивалось на первоначальном этапе. Постепенно, эпоха за эпохой, мне становится всё интереснее, пока во времена Бакумацу и Мэйдзи не наступает апогей, который в 1912 году резко сходит на нет. Честно сказать, конструкция выходит не самая удачная: Колосс как минимум стоит на глиняных ногах, как максимум ему ещё и голову отрубить можно. Потому что в любой истории ноги - часть самая важная, а Токи категорически плохо запоминает то, что ему не интересно.

На примере этой книги картинка выходит и вовсе крайне показательная. Про Ямато Такэру Токи читает ещё довольно спокойно, просто потому, что это всё же мифология, затем же весь Хэйан он усиленно зевает, постепенно просыпаясь лишь к Кусуноки Масасигэ, всё с большим энтузиазмом впитывает информацию до главы о Сайго, заглатывает оную с жадностью, после чего в несколько попыток пытается дочитать главу про камикадзе.

Что же до основной линии книги, то японское явление возвышения героев-неудачников действительно уникально. Беря для удобства примера всё то же Бакумацу: и победителям и побеждённым установлено множество памятников (больше я такого нигде не встречал). Да, побеждённым чуть позже, чем победителям, но разница во времени здесь не настолько существенна, чтобы её учитывать. При этом победителям можно предъявить множество претензий за то, что они сделали после прихода к власти, в то время как побежденные красиво умерли, сражаясь за идеалы, и такими же полу-идеальными образами остались в сознании людей. С учётом того, что фактов в плюс и минус каждой из сторон, в общем-то, найдётся масса.
Шинсен хорош практически в полном составе, потому что всем составом почти и полёг. Кондо, Окита и Хиджиката прекрасны в квадрате, потому что полегли особо трагично.
Шоин-сэнсэй, Такасуги и Рёма тоже замечательны, Накаока, Окада и даже Такэчи заслуживают внимания, мятежник Сайго врывается в ряды любимцев народа. Кацура, Кацу, Муцу, Окубо, Токугава и многие-многие другие, имевшие не последние роли во всех шагах и итогах, такой популярности не имеют. А всё потому, что не от того и не вовремя умерли.

@темы: Вот что я скажу, Books, Ningen wa omoshiroi..., Japan - too far, so close, Bakumatsu (1853-1867)

Комментарии
12.08.2013 в 19:42

Kyodai, your kansai is protruding
Айван Моррис "Благородство поражения. Трагический герой в японской истории"
урр, отличшейшая книжка *_* ненавязчивая и образная. я ее уже раза три перечитывал
12.08.2013 в 19:50

мятежник Сайго врывается в ряды любимцев народа
C Сайго, мне кажется всё немного сложнее. Он был любимцем народа и именно поэтому ему пришлось стать мятежником. Хотел он того или нет, он стал знаменем мятежа. Ещё при жизни его рисовали на небесах, а уж после смерти, когда он стал богом...
С таким божеством лучше дружить. :)
Меня умиляют памятники Кодзиро Сасаки. Молодой человек, который не был, не привлекался и не имел, единственная заслуга которого в том, что он всю жизнь посвятил изобретанию приёмов обращения с громоздкой и уже почти вышедшей из употребления разновидностью ковыряльника и вооружённый всеми своими приёмами и своим супер-ковыряльником полёг от удара банального обломка весла.
12.08.2013 в 19:51

человек уже ходил по луне, а зонтики остались зонтиками...
oni-fukucho,
Ага, замечательная книжка) Не гарантирую, что буду её перечитывать целиком, но к отдельным моментам обращаться буду точно. И фактов много интересных, и оценка шикарная, и стиль повествования - одна сплошная радость.
Единственное что я бы издателям по рукам надавал: нельзя настолько существенные примечания выводить в конец книги! Хорошо у меня был выбор между ПДФ и ФБ2, если бы был только ПДФ или бумага, я бы честно задолбался листать и пропустил много интересного.
12.08.2013 в 19:55

Kyodai, your kansai is protruding
Tokidoki, вот в pdf ее я и читал >_< это да, единственное но
читается действительно очень приятно, и отсылка к Мисиме тоже отдельно порадовала
12.08.2013 в 20:01

человек уже ходил по луне, а зонтики остались зонтиками...
Umematsu,
С Сайго всё, конечно, намного сложнее. Он был любимцем одних и бельмом на глазу у других. Поэтому он стал мятежником. Но Другие были более важными шишками чем Одни и ещё у них была политика и прочая бякость, так что Сайго стал жутким, опасным мятежником. But not for long! И в этом вся фишка. Потому что не ставят жутким-страшным и опасным мятежникам памятники лет 10 спустя после поражения, несмотря на то, какие заслуги имели мятежники прежде.

Про Сасаки Кодзиро помню смутно (вспоминаю с Википедией, да), но смерть его трагична крайне (из той категории, где просто не решить, смеяться до слёз или просто плакать), герой-неудачник он на все 100%, а потому памятник быть должон!
Впрочем, мне иногда кажется, что японцам просто нравится ставить памятники х)
12.08.2013 в 20:05

человек уже ходил по луне, а зонтики остались зонтиками...
oni-fukucho,
Меня отсылки к Мисиме сперва напрягали немного, слишком уж частыми были. Потом у меня хватило ума заглянуть в оглавление, понять, что оды Мисиме в последней главе нет, и начать воспринимать их как приятный бонус и логичный финал, который следует вычитывать из текста по строкам.
Потому что Мисима - это хорошо, но совсем не то, что я хотел бы, чтобы мне усиленно рекламировали.
12.08.2013 в 20:16

Kyodai, your kansai is protruding
Tokidoki, х) я просто фапаю на него и его недофилософию, поэтому даже оде был бы рад, если бы в ней была хоть какая-то доля правды
недавно вот добрался до фильма про него, прошлогоднего, - там вот пафоса оказалось многовато
12.08.2013 в 20:16

Tokidoki, Потому что не ставят жутким-страшным и опасным мятежникам памятники лет 10 спустя после поражения,
Зато ставят жутким, страшным и опасным божествам. Памятники и храмы. И регулярно в тех храмах служат, а то не дай бог рассердятся. Один инцидент в Оцу чего стоил...
12.08.2013 в 20:42

человек уже ходил по луне, а зонтики остались зонтиками...
oni-fukucho,
Мне кажется, Мисиму всегда пытаются окутать пафосом. Ок, он вокруг него даже уместен. Но перебарщивают таки, и мне это очень не нравится.

Umematsu,
Божествам да, божествам ставят) Потому что всякие маленькие слабые Сугавара но Мичидзанэ становясь божествами выделывают такое, что когда в те же ряды подаются люди сами по себе во всех аспектах большие и сильные, предпочитают грозящую катастрофу предотвращать всеми возможными способами. Как говорится, потому что прецеденты были.
12.08.2013 в 20:56

Kyodai, your kansai is protruding
Tokidoki, Он сам пафос любил, да. но бесит, когда уже начинаются пляски с транспарантами и попытки сотворить кумира :facepalm:
12.08.2013 в 20:58

человек уже ходил по луне, а зонтики остались зонтиками...

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии