18:19 

О том, как не везло господину Хидэёси и не спалось господину Иэясу

Tokidoki
человек уже ходил по луне, а зонтики остались зонтиками...
В прошлый понедельник я решил скататься до одного из храмов неподалёку от моего дома. Ещё раз поглазеть на огромный колокол, примеченный в декабре, потому что в компании из пяти человек делать это совершенно невозможно. Даже если компания хорошая. Особенно, пожалуй, именно поэтому.
Приехав на место, я понял, что, во-первых, храмов на самом деле два. А во-вторых, соседство это крайне занимательное. И вот о нём я сегодня хочу говорить.

Поскольку история вряд ли сама знает, когда она началась, сделаем вид, что началась она с того момента, как у фактической власти в стране оказался тот самый Тоётоми Хидэёси. И очень бодро начал вершить. Правда, смотря на итоги, кажется, что творения Хидэёси были не очень нужны Дорогому Мирозданью, потому как его шедевры оно с завидной регулярностью рушило. Взять тот же многострадальный замок Фушими, который больше всего, сдаётся мне, любят собаки, приводящие туда порезвиться на свободе своих хозяев.

Храм Хоко-джи / Hokou-ji / 方広寺 по одной из задумок господина тайко должен был превзойти собой храм Тодай-джи в Нара. Дайбуцу (великий - или просто большой - будда) в проекте тоже предполагался. Строительство началось в 1586 году на территории, ныне занимаемой Национальным Музеем Киото, тут можно посмотреть на металлические кольца, которые должны были поддерживать колонны Дайбуцу-ден (зала великого будды). Храм должен был раскинуться на 238 метров с востока на запад и на 250 с севера на юг. Почти 19-метрового Дайбуцу же по убеждению Хидэёси следовало отлить из бронзы в сроки в четыре раза более краткие, чем это понадобилось в 7 веке для создания предшественника-конкурента (5 и 20 лет соответственно).
Год спустя Дайбуцу-ден 67 на 100 метров величиной был построен. А вот с самим Дайбуцу дела не заладились с самого начала - в не самой богатой ресурсами стране было крайне трудно найти такое количество металла в краткие сроки, и статуя вынуждена была стать деревянной.
Но даже деревянный будда и его дом требовали металла. Хотя бы на гвозди, скобы и прочие крепления. И в 1588 году начинается "охота на мечи", в ходе которой у всего несамурайского населения изымалось оружие, в изобилии припасенное на всякий пожарный чуть ли не каждым за почти целый век непрерывных войн. Пропаганда добровольного пожертвования тоже имелась: во-первых, чем меньше оружия, тем меньше конфликтов закончатся его применением и ненужным смертоубийством, во-вторых, жертвовать на благо храма сильно пользительно для будущих перерождений.

Построив по ходу дела ещё и большой новый мост, Хидэёси завершил строительство в 1589 году. И отдал храм под покровительство секты Тендай - по иронии, той самой, с которой успел вдоволь навоеваться его покровитель и предшественник Ода Нобунага.
А в 1596 году всю красоту разрушило крупное землетрясение.
Как и в случае с замком Фушими, Хидэёси принялся восстанавливать детище к прежнему виду, но умер через месяц после начала работ в 1598 году, оставив после себя малолетнего наследника Хидэёри, многочисленных вассалов и господина Иэясу, который умел использовать любые шансы себе на пользу. А потому тут же принялся убеждать Хидёэри и его мать Ёдо-доно завершить благое начинание усопшего. Поскольку начинание и правда было благое и полезное для увековечивания родового имени, спорить с ним никто не хотел. Деньги клана регулярно утекали на строительство, все были довольны.
Но недолго. Потому как в 1602 году уже почти завершенное строение и новая статуя сгорели. Всё началось по новой: Иэясу предложил, все дружно согласились и принялись тратить деньги и силы на строительство. На этот раз решено было последовать первоначальному плану Хидэёси и отлить статую из бронзы. К 1612 году работы наконец-то были завершены. А в 1614 храм обзавёлся ещё и огромным, под стать всему остальному, колоколом в 4,3 метра высотой, 2,7 метра в диаметре, со стенками толщиной почти в 23 сантиметра и весом в 82 тонны. Тут можно посмотреть старые фотографии этого колокола.

А это то, что заснял я:

1.

Как видно, на колоколе есть надпись. Вот тут её можно попробовать прочитать на японском, правда текст очень мелкий.

2.

3.

Но нам сейчас интереснее всего заботливо обведенная белым надпись 「国家安康」「君臣豊楽」 "Кокка Анко Куншин Хораку" (мир и спокойствие в стране, процветание господ и вассалов), второй и четвёртый иероглифы которой вместе можно прочитать как Иэясу. Что, разумеется, не мог не заметить и не истолковать в свою (или точнее, не в свою) пользу господин Токугава, который наконец-то нашел вполне весомый повод обидеться до степени применения военной силы. Приличные даймё, а тем более кампаку проклятиями просто так не раскидываются. Написали, значит, "Когда тело Иэясу будет разделено на части, страна будет жить спокойно под управлением Тоётоми", а потом прикидываются белыми и пушистыми?! Иероглифы 7 и 6, надо отметить, действительно складываются в фамилию Тоётоми. А то, что вот так почти в открытую никто проклятий не пишет - это дело десятое.
В 1615 году дело закончилось осадой Осакского замка и началом 265-летнего правления рода Токугава. В общем, с миром и спокойствием всё в итоге действительно очень хорошо получилось. А едва начавшуюся историю клана Тоётоми вслед за порядком написания кандзи резко перевернуло с ног на голову - от расцвета к закату.

Что же до храма, то в 1662 году он снова был разрушен землетрясением (а Дайбуцу, по некоторым версиям, был пущен на отливку монет), затем снова восстановлен к 1667 году тут можно посмотреть на нового деревянного Дайбуцу, зарисованного Энгельбертом Кемпфером (Engelbert Kaempfer) в 1691 году.
На этот раз храм продержался более ста лет, но в 1775 в него попала предупредительная молния. Пожар, впрочем, быстро потушили. Поэтому в 1798 году молния ударила сильнее, спалив дотла храм и статую, от которой успели спасти только маленькую золотую фигурку, спрятанную в брови Дайбуцу. Она и была основным объектом почитания Хоко-джи до 1845 года, пока храму вновь не подарили большого будду. Который тоже благополучно сгорел в 1973-м. В довершение неприятностей, в 1870 году территория храма была значительно урезана в связи с желанием Мэйдзинского правительства восстановить славу Хидэёси путем восстановления посвященного ему храма Хококу (или Тоёкуни, но о нём в следующий раз).

Колоколу, вероятно потому, что он не был предусмотрен в первоначальном проекте, явно везло больше. В 1870 его перенесли чуть на север вместе с остальными строениями храма, а в 1884 даже построили новую колокольню с красивым расписным потолком.

4.

5.

6.

7.

А ещё, говорят (но не пишут; по крайней мере, по-английски не пишут, а по-японски я пока много не начитаю), что периодически у колокола бродит гневный дух Ёдо-доно.

@темы: Toyotomi Hideyoshi, Tokugawa Ieyasu, Tokugawa (1600-1868), Temples, Sengoku (1467-1603), Photo-moments, Links, Kyoto Prefecture, Kyoto, Japan - too far, so close, It's a Fact. Facts are Funny Х), Azuchi-Momoyama (1573-1603), Traveling, Токи и ещё один город на карте, Я просто расскажу вам о...

URL
Комментарии
2014-03-05 в 22:04 

Эгли
Спасибо! Очень интересно!

2014-03-06 в 04:14 

Tokidoki
человек уже ходил по луне, а зонтики остались зонтиками...
Umematsu,
Пожалуйста) Мне самому жутко интересно было разобраться с тех пор, как колокол увидел.

URL
   

а зонтики остались зонтиками...

главная