Всё, надоело. Разговоры о правах человека на примере отдельно взятого закона добрались и до моей маленькой, позитивной, всячески не политизированной и вообще крайне замечательной френд-ленты. Поскольку разговоры эти начали не просто выглядывать из всех углов, но уже в наглую набрасываться на неспешно прогуливающихся по интернету прохожих, надо начинать обороняться. Просто потому, что бежать пока ещё некуда. Хотя очень, очень надо. И давно уже.
Хуже всего то, что люди так увлеклись примыканием к враждующим лагерям, что совершенно позабыли суть вопроса. А суть вопроса в том, что он абсурден. И является не чем-то вотпрямщас появившимся, а закономерно развивающимся явлением.
А теперь давайте разберемся с ситуацией. Во-первых, судя по тому, что мне удалось найти, никакого закона "о запрете пропаганды ..." на федеральном уровне никто не принимал. Судя по информации "Консультант Плюс" 11 июня 2013 года рассмотрению подлежал
законопроект №44554-6 О внесении изменений в федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей.
Во-вторых, давайте разберемся с тем, что такое пропаганда. Пропаганда - это систематическое распространение фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, для воздействия на общественное мнение © Вики. Но даже если вам не нравится предложенное Вики определение, есть множество других, все они сходны в одном:
пропаганда а) целенаправленна, б) стремится повлиять на восприятие чего-либо людьми, в) люди эти составляют некоторую множественность. Т.е. например, абстрагируясь от острых тем, есть два видео, в каждом из которых в кадре крупно и отчётливо показан ноутбук Apple и сказана пара слов про то, какой он хороший. В одном случае это будет кусок фильма, спонсором которого является фирма Apple, целью которой является продвижение в массы своего продукта; в другом - видео-лекция, в ходе которой преподаватель просто к слову упомянул о ноутбуке в духе "до чего техника дошла". Так вот в первом случае пропаганда будет, а во втором - нет. И это очевидно, хотя так бывает далеко не всегда. К слову, пропагандой можно назвать любую рекламу, поскольку круг того, на что должна воздействовать пропаганда предельно широк - на всё то, о чём человек может думать и иметь мнение.
Но как я уже сказал, грань между пропагандой и не пропагандой далеко не всегда очевидна, что делает запрет любой пропаганды мероприятием как минимум рисковым.
читать дальшеЧтобы закончить разговор о пропаганде как таковой и пойти дальше, скажу, что о пропаганде думаю я. А думаю я, что в рамках открытой социальной системы с возможностью доступа к любой информации, не составляющей государственную, коммерческую или частную тайну, нужно прекращать говорить о существовании пропаганды как таковой. Опять же абстрактный и наглядный пример: в фильме главный герой - объект всеобщего обожания и подражания, постоянно пьёт и курит. Это неизменная часть его образа, а несколько раз на протяжении картины герой говорит о том, что именно эти две привычки делают его тем, кто он есть во всей его крутости. За фразы эти, разумеется, щедро заплачено спонсорами - производителями табачной и алкогольной продукции, товары легко опознаются и всё такое - ведется пропаганда чистейшей воды. Меж тем в реальной жизни в соседнем дворе часто ошивается бомж Василий, который тоже курит и пьёт, но ничьим примером для подражания ни разу не является. Путём нехитрого анализа мы приходим к тому, что курение и употребление алкоголя не делают нас крутыми главгероями - эффект пропаганды, даже если он и был оказан, у способного_к_минимальной_мыслительной_деятельности индивида сходит на нет. Потому что любую информацию можно перебить другой информацией - в этом, собственно, и состоит её суть.
А теперь перейдём непосредственно к законопроекту. Который в первой же своей статье даёт нам понять о том, что для понимания его сути следует обратиться к Федеральному закону от 29.12.2010 №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
А закон этот своим содержанием ужасен. Хотя, казалось бы, я за четыре года постоянного взаимодействия с "продукцией" отечественного законодателя должен был насмотреться всякого.
Статья 1 сообщает нам, что данный закон не распространяется на отношения в том числе в сфере оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества (т.е. никто не запретит детям читать, например, Оскара Уайлда, включая "Телени", и это хорошая новость) и рекламы (потому что она регулируется специальным ФЗ "О рекламе", в котором, тем не менее, есть пункты 10.1 и 10.2 статьи 5, отсылающие обратно к 436-ФЗ), так что ок, путь "самовыражения" через рекламу всё же закрыт х)
Далее в ст.2 даются определения понятий. Что с точки законодательной техники ужасно - закон даёт их крайне мало, в т.ч.отсутствует определение пропаганды (хотя его и можно вывести из смысла статей, гораздо лучше было бы его прописать).
Но больше всего нас интересует ст.5, определяющая вредные для здоровья и развития детей виды информации. И с каждым новым пунктом (и потом с каждой развивающей эти базовые положения статьёй) волосы постепенно встают дыбом. Начнём с пункта 2. Цитирование закона выделено курсивом, я продолжаю комментировать обычным шрифтом.
2. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; - ок, это нормально. это даже хорошо.
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; - обратите внимание на подчёркнутое слово. Способная. Способная - это, в общем-то, совершенно любая, потому что определить влияние информации на конкретного человека невозможно. А в итоге закон использует оценочную категорию, дающую добро на все возможные неверные толкования и злоупотребления.
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; - ок, это тоже хорошо
4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; - другим цветом выделена фраза, которую предлагает внести в закон законопроект. В общем-то этот пункт действительно является самым спорным. Что есть семейные ценности? Что должно включать в себя уважение и неуважение? Опять же оценочные категории, мало того, это категории не права, но морали, существенно разнящиеся в различных культурах, не говоря об отдельно взятых семьях. Как затесались сюда нетрадиционные отношения - тоже вопрос, но это не настолько принципиальный момент, чтобы надолго на нем останавливаться. А вот теперь мы наконец погрузимся в весь абсурд происходящего.
О том, что такое пропаганда, мы уже поговорили. Что подразумевает законодатель под нетрадиционными сексуальными отношениями - вопрос отдельный, рассматривать который можно до бесконечности, особенно остро он стоит в уголовном праве, но чаще всего нетрадиционные - это те, которые не приводят к рождению детей (скромный наш, стеснительный законодатель, пытающийся говорить эзоповым языком при присущем ему в то же время косноязычии). Т.е. это преимущественно однополые отношения, но в общем-то совсем не обязательно. Далее, формулировка "сексуальные отношения" при буквальном толковании (что является основным способом чтения закона) означает, что пропагандировать запрещается только один аспект отношений, love and peace сюда не подпадают ни разу. Самое смешное, что все, кому не лень нести свою личную жизнь в массы, несут в них обычно именно этот безобидный элемент. Остальное,разумеется, домысливается аудиторией в меру испорченности. Что может говорить, разумеется, только об испорченности самой аудитории.
Т.е. волну подняли большую, а по сути закон запрещает нечто практически не существующее. Ибо (и не забываем про определение пропаганды).
Подпункты 5-8 пропустим, они не очень интересны и с некоторыми натяжками даже нормальны.
3. К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:
1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий; - вот это прекрасно ящетаю. Детей нельзя пугать, они должны жить в розовом мире. А в 18 лет уйти из него и очутиться в суровых реалиях этой страны. Спасибо. О том, как описать в унижающей человеческое достоинство форме несчастный случай или катастрофу, не спрашивайте - я не представляю.
3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной; - которые тоже могут быть нетрадиционными, ага х)
4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Поскольку закон я решил дочитать до конца, обращу внимание ещё и на статьи, на основании которых проставляются возрастные рейтинги передачам. На практике они ставятся как минимум бредово. Например, вчера по телевизору у родителей шла очередная передача про то, как сделать ремонт. Рейтинг? 16+ Я специально досмотрел до конца, но так и не понял, что из показанного могло нанести непоправимый урон детской психике. Может быть ванная? Или намекающая на Венеру Милосскую раковина в форме раковины?
Статья 7:"К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия)." - И кошмар и ужас, явно призывающий провоцировать проблемы на ровном месте и решать их исключительно изощренным насилием "Том и Джерри" детям показывать можно. А красивые интерьеры - ни в коем случае.
С (!) шести лет детям можно показывать, как протекает процесс болезни и что происходит при несчастном случае. Но только в ненатуралистическом виде. В общем, дальше не лучше, но разбирать каждую строчку закона у меня нет ни единого желания. И снова к вопросу о том, как Токи повстречался с российским телевидением, и как телевидение шокировало Токи. Социальная реклама (не знаю, федеральная или региональная, хотя вологодская реклама - это такой образец всеобщего неумения, что трудно поверить в возможность её существования): девочка лет семи стоит с мамой у железнодорожных путей. Потом мама отворачивается, девочка сигает под проезжающий поезд. Тёмный экран, печалька, призыв следить за своими несмышлеными детьми. Первая мысль Токи: если у девочки в семь лет напрочь отсутствует инстинкт самосохранения и зачатки мозга, её всё равно не спасти.
Возвращаясь к поднявшему столько шума из ничего законопроекту. Ещё одно предлагаемое им изменение - внесение в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) статьи, устанавливающей ответственность за пропаганду этих самых многострадальных отношений среди несовершеннолетних. Вот тут наконец-то нам дают примерное определение пропаганды: "Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния". Все три признака, характеризующие деятельность как пропаганду здесь определены, что однозначно хорошо. Что мне не нравится - "искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений", потому что социально, с моей точки зрения, они как раз совершенно равноценны, и обратное следует считать дискриминацией.
Что плохо совсем - это то, что при назначении наказания распространение через СМИ приравнивается к распространению посредством сети Интернет. А, к сведению законодателя, не весь, совсем не весь интернет состоит из интернет-СМИ.
Общая позиция законодателя, конечно, понятна - он жаждет викторианства, которое можно увидеть на идиллических картинках. Я сейчас как раз смотрю занимательную передачу про то, как викторианская реальность отражалась в викторианских картинках, потом в "Вестях и Безвестях" выложу ссылки на неё. Но рисованное воображение законодателя в противовес существующей реальности очень на это похоже. Помноженное на присущее законодателю неумение законопроект вышел, в общем-то о просеивании воздуха. Единственная проблема в том, что неумелое толкование превращает бездарно писанные законы в грозное оружие.
Ну и напоследок, что я думаю об ориентациях. В общем и целом мне пофиг. Хотя я не буду в большом восторге, если улицу, по которой мне нужно пройти, перекроют из-за парада, или если кто-то решит в общественном месте продемонстрировать свою неземную любофф к кому-то. Но это относится ко всем. Потому что самая важная часть человека - это всё-таки мозг. И уж если признавать кого больными, так тех, у кого он отсутствует.