человек уже ходил по луне, а зонтики остались зонтиками...
О шпанской мушке и прочих кознях крупиц по о,8 мм.

"Ведь шпанская мушка — типичное насекомое пустыни. Согласно одной из теорий, необычный полет этих мушек — просто хитрость, которой они выманивают из нор мелких животных. Мыши, ящерицы, увлекаемые мушками, убегают далеко от своих нор в пустыню и погибают там от голода и усталости. Мушки только этого и ждут и пожирают погибших животных. Японское название этих мушек изящное — «письмоносец». Хотя на первый взгляд они кажутся грациозными, на самом деле у них острые челюсти и они настолько кровожадны, что пожирают друг друга. Он не знал, верна эта теория или нет, но, несомненно, был пленен загадочным полетом шпанской мушки."
И на протяжении практически всей книги кажется, что история являет собой "экранизацию" взаимоотношений шпанских мушек с незадачливой жертвой. Но всё же люди – удивительные существа. Они, пожалуй, лучше чем кто-либо (за исключением разве что тараканов, которые, впрочем, совершенно беспомощны перед пылесосами) умеют приспосабливаться к любым условиям. И получается ужасно занимательная картинка: из пойманного зверька герой постепенно превращается в коварную мушку. Впрочем (хотя не до конца уверен, можно ли это вывести из имеющихся посылок) вместе с изменением формы происходит и перестройка сознания. От животного к насекомому упрощаются мыслительные процессы, сокращается численность идей, уменьшается количество функций – отбрасывается всё "лишнее" для данной формы жизни.

"Когда-то он видел репродукцию гравюры, которая называлась "Ад одиночества", и она его поразила. Там был изображен человек в странной позе, плывущий по небу. Его широко открытые глаза полны страха. Все пространство вокруг заполнено полупризрачными тенями покойников. Ему трудно пробираться сквозь их толпу. Покойники, жестикулируя, отталкивая друг друга, что-то беспрерывно говорят человеку. Почему же это «Ад одиночества»? Он тогда подумал, что перепутано название. Но теперь понял, что одиночество — это неутоленная жажда мечты."
Когда-то он действительно так думал, когда-то он чего-то хотел, к чему-то стремился, о чем-то мечтал. Теперь у него есть лишь несколько основных функций: есть, спать и отгребать песок. Как остаточное явление – наблюдать за уровнем воды в бывшей ловушке. Но зарядившись неизменным настроением Абэ, вам с большим трудом верится, что человек, ставший мушкой, может уйти. Идти ему некуда, незачем, да и не очень-то уже хочется. Всё-таки люди удивительно быстро ко всему приспосабливаются.


А фильм – краткое и несколько слишком ужатое повествование событий. Только вот в этом случае вовсе не события важны были, а долгие рассуждения героя. Так что фильм вышел практически пустой, хоть и по сценарию самого Абэ. Разве что очередная стена, на этот раз песчаная, выглядела очень колоритно и просто ужасающе безысходно.
Мне кажется, специально для этого произведения стоит изобрести "видео-книгу", где в кадре будут блуждать мириады крупиц по 0,8 миллиметра, жучки безуспешно карабкаться по песчаной стене, а солнце светить. И голос будет неспешно, как бы нехотя, читать книгу. Было бы просто шикарно, мне кажется. Потому что единственно ощущения песка не хватает книге, и лишь оно ценно для меня в фильме.
И знаете, для любителей экспериментов: а не хотите попробовать почитать книгу в жару на продуваемом ветрами песчаном пляже. Ужасно интересно, будет ли разница.

@темы: SINEMAтограф, Вот что я скажу, Цитаты. Найденное в чужом воображении., Способность мыслить подала признаки жизни, Books