воскресенье, 14 октября 2012
Утро
7.09.12 по программе начиналось, вопреки сложившейся уже традиции, поздно. Объяснялось это тем, что едем мы за город, а там нас ожидают те самые "ужасающие" пробки. Так что проснувшийся в общем-то уже в полный свет, не упоминая о заре, Токи минут сорок по окончании завтрака посвятил распеванию песен в номере, после чего Мироздание решило смилостивиться над вынужденными Токи слушать соседями и скомандовало грузиться в автобус. Что мы и сделали. Сегодня у нас намечался день самой древней истории Китая и задерживать его наступление хоть на минуту было бы непростительным упущением.
Путешествие во времени мы начали с эпохи Баньпо (где-то 3-5 тыс. лет до н.э.), потому что одна из обнаруженных археологами стоянок тех времён очень любезно обнаружилась неподалёку от Сианя. Поскольку обнаружилась она достаточно поздно и случайно, часть её территории осталась замурованной под жилым сектором, зато всё, что оставалось в зоне досягаемости археологов, было добросовестно откопано, отмыто, отчищено и разложено по витринам.
Ну… То, что влезло.Ну… То, что влезло. А остатки разного времени и типа хижин и часть захоронений оставили как есть. Хотя учитывая глубину культурного слоя, можно сказать, что не влезшее в витрины обычные, сделали витриной единой подпольной. Место получилось занятное и весьма познавательное. Но из имеющихся в экспозиции погребенных скелетов, тайны разгаданы ещё далеко не у всех, и это всенепременно нужно исправлять.
По выходу из павильона, укрывшего собой саму стоянку, указатель на распутье предлагает вам прогуляться до парковки, садика, этнической деревни или музея. Вы решаете пойти по списку с начала и таки делаете это, потому что вместо садика сперва упираетесь в парковку. Но затем вы всё же поворачиваете в нужную сторону и понимаете, что "садик" – это громко сказано. Вы бы назвали это место "мини-джунгли". Хотя оно вам нравится: тут много травы, хаотично разбросанные ступеньки и маленькие пещерки, в которые можно сунуть нос.
И этническая деревня рядом. Которая этническая только с виду, потому как в реальном современном мире содержит в себе лишь 4 домика с назначениями "кафе", "сувенирная лавка", "туалет" и "ещё одно кафе". Зато рядом огород. Вполне себе обычный, с грядками и растущей на них разнообразной снедью. И канат рядом висит. Канатом Токи проникся много больше, чем всей этнической деревней, но был разлучён с игрушкой напоминанием о том, что времени всего-ничего, а у нас ещё музей.
В музей мы зашли через выход. Заходить через выход стало нашей однодневной китайской традицией. Заходить через выход и выходить через вход. Но мы не одни такие были. Честно говоря, мы сначала шли за толпой и лишь потом читали надписи.
Ну так вот, выход музея был украшен сценой из жизни эпохи Баньпо в натуральную величину, что Токи однозначно понравилось. Правда затем экспозиция стала похожей на коллекцию среднестатистического краеведческого музея, где представлены ножи, топоры, плошки и прочая утварь ушедшей эпохи. Хотя, честно сказать, прообраз пароварки меня поразил. И напомнил о том, что скорость развития человечество набирало всё же очень медленно.
А вот в другом конце музея (но не у входа, потому что местный музей был совершенно неправильно устроен и вход у него был посередине вопреки всем моим убеждениям о том, что музей должен иметь структуру либо кольцевую, либо сквозную) Токи впервые увидел одну очень занятную штуковину, которую сначала хотел обозвать голограммой, но потом передумал. Суть в том, что в музейной витрине нарисована фоновая картинка. А перед ней ходят, работают и спорят о чём-то маленькие человечки. Трёхмерные и очень занятые, только чуть-чуть прозрачные. Так вот единственное, что я могу по этому поводу сказать – они были прекрасны и смотреть на них можно было долго и неотрывно. Увы, наручные часы так не думали, и, повинуясь их требованию, нам всё же пришлось шагать к автобусу, чтобы отправиться ещё дальше за город к терракотовым воинам Цинь Шихуанди.
Точнее сперва на фабрику, где изготавливают копии этих фигур. А ещё мебель, керамику, фарфор и кучу всевозможной сувенирной продукции. Вы честно там выгуливаетесь и Му-чан всё же покупает фигурку девятого сына дракона. Тут же вы узнаёте, что девятый сын (с первых дней прозванный Токи "лопай-попой" в добрую память диснеевских "Долматинцев") своим характерным признаком выделяется даже среди статуэток.
- Так что же это за зверь такой всё же, - спросите вы.
Девятый сын дракона – очередной драконоподобный неопознанный зверь китайской мифологии. Славен тем, что в пищу употреблять привык только злато-серебро, а в туалет ходить не приучен. Правильно, нечего добро переводить. Так что истинный девятый сын должен иметь большой рот, чтобы хорошо кушать, большую попу, чтобы всё наеденное складировать и НЕ должен иметь ни единого, кроме рта, отверстия в организме, дабы добро не разбазаривать. Находясь в доме, говорят, привлекает деньги и прочее богатство, а посему совершенно незаменим в домашнем хозяйстве.
И для пущего различия китайцы фигурки других сыновей дракона всегда делают с дырочкой, а девятого – без. На что я могу ответить только то, что в России принято все статуэтки делать без дырочек. А с дырками только свистульки и копилки. Видимо в наглядное подтверждение поговорки "не свисти, денег не будет".
Ну а вот теперь, наконец, отправляемся по направлению достояния ЮНЕСКО. И иногда мне кажется, что включение в списки ЮНЕСКО в глазах обывателя приравнивается к знаку качества: "Посещай всё по списку ЮНЕСКО, оно плохого не посоветует". И в общем-то мы в выборе ЮНЕСКО ещё ни разу не разочаровывались.
Так вот, едем. Хотя… Сперва всё же пообедаем. И пользуясь тем, что делают это все с разной скоростью, успеваем посмотреть, как в соседних лавочках готовят лапшу – зрелище исключительно медитативное.
Ну а теперь в путь по дороге без единого облачка (в Китае с облаками вообще плохо и небо там неправильного цвета) к легендарной терракотовой армии.
Сначала мы смотрим кино, наглядно объясняющее, с чего бы вдруг Цинь Шихуанди стал таким великим, что сподвигло его на постройку такой гробницы, и почему всё это великолепие не сохранилось до наших дней в лучшем состоянии. А затем план нам в руки, четыре павильона и встречаемся у автобуса. И мы тут же снова пускаем в ход свою стратегию входа через выход при попадании в первый и самый большой павильон, в котором размещено наибольшее количество восстановленных фигур воинов.
Зрелище по своим масштабам колоссальное. Что прямо пропорционально количеству туристов, на него съехавшихся. Так что мы по кругу походили, поглазели на фигуры, посмотрели как на этой же площадке работают реставраторы. Фотографировать нельзя, но если это уже делает около сотни человек, то можно. Ещё раз посмотрели на реставраторов и немного им позавидовали – вас с корявыми лапками в реставраторы никто не возьмет, даже не просите.
Таким же образом вы проходите ещё три павильона, отличающихся от первого лишь размером и стадией, до которой продвинулись восстановительные работы. В четвёртом павильоне рассматриваете поближе единственную сохранившуюся целиком фигуру лучника с остатками краски и ещё несколько экспонатов. Окончательно понимаете, что ЮНЕСКО плохого не порекомендует: создать каждой из не менее 8 000 фигур индивидуальное лицо, прорезать линии на ладонях и ступнях, не говоря уже о прочей проделанной работе – это нечто невероятное. Пожалуй, насыпать гору для парка в сравнении с этим сущий пустяк.
Но вот время выходит и по дороге без облаков вы спускаетесь обратно к автобусу, попутно успев обзавестись двумя коробками неопознанных сладостей, которые лично вам не понравятся, но впоследствии найдут своих ценителей. А история движется дальше, и вы вместе с ней попадаете во времена династии Тан, прославившейся просвещенными монархами, пышнотелыми танцующими красавицами и пельменями. Ну, кроме пельменей. Хотя из вашего ассоциативного ряда они уже не выпадут.
Пельменями Сиань славится не случайно. Разнообразие их велико, формы занятны, а вкус великолепен. И если такие же пельмени делали во времена династии Тан, я уверен, что тогдашняя мода объяснялась именно ими х)
Так что пельмени с мясом, рыбой, морепродуктами, птицей и разными овощами вы уплетаете за обе щеки. И от добавки не отказались бы, если бы она была. Но увы, пельмени к редкому единодушию нравятся всем сидящим за столом, так что бонусных вашему желудку не достаётся.
А чтобы вы не сильно огорчались этому факту, начинается представление. Ведут его колоритный "император" с очень атмосферным голосом и "его наложница", дублирующая сказанное на английском. Тоже весьма хорошем, надо заметить.
А танцы Токи теоретически не любит. Хотя если они необычные и быстро сменяются, смотреть готов. В танцах же династии Тан непосредственное участие принимали многометровые рукава, отчего в моих глазах они сильно выигрывали у своих собратьев без участия рукавов. И тем не менее дядечка, имитировавший пение птиц на разных музыкальных инструментах, танцующих затмевал.
А теперь мне надоело рассказывать про Сиань, господа, тем более, что ничего кроме возвращения в отель в тот день больше не намечалось. Так что спокойной ночи, увидимся завтра – у нас ещё 4 города осталось
@темы:
Traveling,
It's my life...,
Токи и ещё один город на карте,
Китай не такой, как вам кажется