Про пробки, город контрастов, снова про парки, про замечательный музей и немного рассуждений на свободную тему. И простите, господа, но это не последний пост. Последним станет следующий и будет он небольшим. Но если включить весь текст в этот, он получится уж слишком огромнымА с пробками в Шанхае борются несколько другими средствами, нежели в Пекине. Поддерживая статус экономического центра, стало быть, экономическими. То есть, хотите ездить – платите. Много тысяч долларов за Шанхайский номер, которые продают раз в месяц определенному количеству первых успевших. Стоит удовольствие зачастую дороже самой машины, к слову сказать. Вы удачливы? Считаете себя состоятельным человеком? Лотерея "Получи Шанхайский номер" ждёт вас. И получив свой супер-приз за сногсшибательные деньги, теперь вы можете кататься по всем уровням шанхайских развязок в любое время дня и ночи. И любоваться окрестностями. Для особо утончённых натур там даже цветы в горшочках местами посажены.
Если же вам хронически не везёт попасть в число первых, не хватает денег или просто не нужны все эти развязки, то и ездите себе на здоровье с любыми номерами. Только будьте аккуратнее в час пик, развязки становятся "элитными" и для простых смертных с неправильными номерами караются штрафом.
Кстати да, я совсем забыл вам сказать, что лучший транспорт всея Китая – велосипед с моторчиком. И никакие развязки вам не страшны. Дёшево, сердито, проходимость по городу 100%. Да-да, все дороги, тротуары и газоны тоже ваши. All inclusive, так сказать. И прав не надо

Но раз уж мы забрались на раз, два, три, пятый уровень одной (или уже десятой?) такой развязки, то посмотрим вниз.
Это новый стадион,
Это станция метро,
Это небоскрёб крутой
Это дом с трубой.
С трубой. Водопроводной. И раковиной над ней. И наваленной рядом кучей мусора. И ещё с несколькими десятками объектов, причудливо взаимодействующими между собой на небольшом участке пространства третьего этажа без намёков на крышу. Масштабная инсталляция на тему апокалипсиса?
По автобусу снова начинает раздаваться песенка "Как по городу Пекину…" Так что вы ошиблись, инсталляция, вероятно, на тему прошлого. Образована естественным путём, руками не трогать.
На самом же деле это один из старых районов города. Небольшие огрызки былой нищеты проглядываются ещё то тут, то там, но все они постепенно сносятся, уступая место всё новым и новым небоскрёбам. И тем не менее, Шанхай пока ещё не утратил своего звания города контрастов.
А мы тем временем подъезжаем к храму Нефритового Будды. Невероятно ценный Будда этот относится к другой (не Китайской) традиции и собирает толпы паломников, однако находится в крошечном по местным меркам храме, окруженном снаружи ордой не дающих вам прохода попрошаек. Такого их количества на единицу площади мне не приходилось встречать ещё нигде. Быстро пробежав мимо укрытого вдалеке комнаты Будды, дабы не смущать своим столпотворением паломников, мы снова прорвались сквозь ряды попрошаек и нырнули в свой автобус. Автобус в этот день был нам родным, как никогда раньше. Убийственная шанхайская влажность в совокупности с палящим летним солнцем делали кондиционер самым ценным изобретением человечества.
А после храма Нефритового Будды мы поехали обедать.
Стоп. Нет, точно обедать. Значит, в Сад радости мы успели заглянуть до того. Восполним упущенное, тем более, что про наши обеды я вам уже рассказывал)
Сад Радости когда-то кем-то был построен на радость себе любимому и одно из построенных на его территории сооружений было тогда самой высокой точкой Шанхая. В те славные времена, когда сам Шанхай был маленьким прибрежным городком. Потому как сейчас даже сравнительно низкие строения прилежащих кварталов высоту любых построек сада перекрывают на раз.
И если вас не обратила в паническое бегство пёстрая, голосящая на все языки толпа, что-то продающая, покупающая, жующая, примеряющая или просто передвигающаяся по соседним улочкам-лабиринтам, вы всё же попадёте в сад. Небольшой, сравнительно тихий для количества одновременно бродящих по нему туристов и устроенный достаточно удобно, чтобы не столкнуть их всех носами в какой-нибудь одной точке. Из всех садов, где мы успели побывать, этот, пожалуй, понравился мне больше остальных. В нём было много пустых беседок разного назначения, стена с драконом и несколько прудов с толстыми красными карпами и черепашками. И даже жара не имела шансов испортить мне впечатление.
А теперь вернёмся к хронологии. Пока мы ехали с обеда на телебашню, у Токи в голове крутился неизменный вопрос "Doshite?" "Зачем?" то есть. Но этот вопрос я всегда задаю себе исключительно по-японски. Ни разу ещё не бывав ни на одной телебашне, Токи никак не мог понять, что в них такого интересного. Очередной в общем-то небоскрёб, только причудливой формы и связан с телевидением. А я не настолько люблю телевидение, чтобы только ради этого на нескольких забитых под завязку лифтах куда-то ехать.
Ответ нашелся сам собой, когда прокатившись на действительно битком забитом нашей группой лифте, Токи оказался наверху. Теперь он знал, что телебашни – это такие специальные небоскрёбы, которые ставят в правильных местах и из которых можно наблюдать самую лучшую панораму города.
Дальше было лучше, потому как этажом ниже на телебашне располагался этаж с прозрачным полом. По полу этому добрая половина народа валялась, строя из собственных тушек всевозможные фигуры. Некоторые на стекло заходить по каким-то своим причинам боялись, а те же, кто понял, в чём главный кайф от стекла под ногами, самозабвенно наматывали по нему круги, уткнувшись носом в маленький город под ногами. Разумеется, Токи примкнул к числу последних.
А теперь спускаемся ещё ниже, в зал с детскими игровыми автоматами. И ещё ниже, в комнату ожидания лифта с разноцветными стенами. И ещё чуть-чуть вниз. И вот мы в городском музее истории. Кодовое название места: "Таланты бы Мадам Тюссо да в нужное русло".
Попав в этот музей я понял, почему в детстве так любил Вологодский Краеведческий музей в той его части, где были выставлены животные. Всё оказалось очень просто: животные были представлены в "сценках". То есть они находились среди деревьев, трав, грибов, других животных. Можно было, не читая никаких подписей, понять, где они живут, чем питаются, как меняют окрас по сезонам года. И почему я не любил всё, что касалось истории человека? Да просто потому, что за стёклами на белых простынях громоздилась куча опознаваемых и неопознаваемых вещей, которые могли занимать меня разве что в первой паре залов и не больше чем на секунду каждая.
К слову сказать, по музеям я таким образом хожу до сих пор. Я ленивое и легко отвлекающееся существо, которому глубоко до лампочки 138-я по счёту глиняная кринка и 49-е костяные грабли в коллекции музея. В картинных галереях я разглядываю скорее орнаменты на тканях и обоях, чем что-либо иное, до тех пор, пока не встречу картину с интересным сложным сюжетом. Брюлловский "Последний день Помпеи", например.
Да, я, между тем, могу долго разглядывать японскую гравюру. Или коллекции оружия. Или залы с рыцарским доспехами и гербами. Всё это мне нравится. Остальные же экспонаты музеев не вызывают во мне жажды знаний. Я искренне полагаю, что это не правильно, и музеи призваны тягу к знаниям как раз таки развивать, но мне НЕ интересно, и я прохожу мимо. Если, конечно, кто-то не решит рассказать мне об этих вещах что-нибудь интересное. Но почему-то обычно никто не хочет.
Так вот, чтобы такие посетители, как Токи, не проходили мимо ценных экспонатов, в шанхайском музее при телебашне всё, что было возможно, представили сценами из жизни. Если в экспозиции стоит трамвай, то в нём сидят люди в одежде своего времени, если нам хотят показать лавку торговца чем-нибудь, то это будет не простая свалка старинной утвари, а настоящий кусочек лавки с кучей дополнительный муляжей и фигурой самого хозяина. Или вот в соседнем окне кусочек улицы. В домах горит свет, по улицам ездят первые автомобили. А вот это ЖД вокзал, а это банк, а это отделение почты...
И вы ходите, вам интересно, вы представляете себе устройство простых приспособлений, наблюдаете постепенную смену моды и отмечаете, как новые изобретения меняют жизнь людей. Вы заглядываете в каждый домик, рассматриваете каждый плакат и стилизованный рекламный стенд, смотрите каждый мини-фильм, попадающийся вам на пути. Вам нравятся такие музеи. В такие музеи вы согласны ходить приобщаться к истории хоть каждый день.
Но увы, из музея пора уходить, нас ждёт небольшая прогулка по торговой улице, где вы всё же купите себе чемодан ещё меньшего размера, чем у вас был до этого, размещение в отеле, снова напомнившем вам о контрастах этого города, потому как прямо напротив парадного входа вашего нового шикарного отеля всё ещё стоят наполовину разрушенные остатки старого квартала, а затем вечерний кораблик с видом на светящиеся небоскрёбы. Яркую подсветку в них специально включают всего на пару установленных часов, чтобы одновременно и дать желающим полюбоваться видом, и не транжирить колоссальные количества энергии на постоянное подсвечивание всех этих гигантов.
Вы по прежнему не любите кораблики, но всё же отмечаете, что вечерние кораблики имеют своё преимущество над дневными. Вечером можно одновременно смотреть и не смотреть на многочисленные фонари и дышать тёмным густым остывающим воздухом.
А ещё можно поговорить с гидом Леной. В своё время она на стажировке год жила в Петербурге и очень любит этот город. Вспоминает, что в студенческие годы ей очень хотелось зайти в "Литературное кафе" на Невском, но тогда не хватало денег. Когда у Лены в следующий раз получится поехать в Питер, она говорит, что непременно зайдёт. Теперь—то денег хватит. А понравится или нет – это уже совсем другая история.
Но выходя с кораблика, вы теряете в толпе двух человек. Кто у нас специальный человек по отлову потеряшек? Разумеется, Токи (о, у него и обширная практика уже имеется, правда, нигде не зафиксированная). Объясняя по телефону, где следует стоять и махать лапой, вы понимаете, что работа гида-переводчика вам всё же нравится. И зря вы её несколько лет старательно отодвигали куда-то на задний план. Сами же прекрасно знаете, что рисуете, как курица лапой, и человеческую психологию понимаете хуже некуда, потому что её в некотором роде чувствовать надо, а всё рвётесь. В общем, на психологию вы в этот момент окончательно плюёте. Куда лучше у вас получается быть заметным в толпе, громко говорить и быстро бегать. И вам это нравится. Впрочем, как и иностранные языки.
@темы: Traveling, It's my life..., Способность мыслить подала признаки жизни, Токи и ещё один город на карте, One's speach, Китай не такой, как вам кажется