человек уже ходил по луне, а зонтики остались зонтиками...
Да, да, да и ещё раз да! Я закончил читать книгу, которую уже начал было считать бесконечной. Честное слово, более скучной работы мне читать давно не приходилось. Главный вывод, к которому я пришел в результате – переложенные в книжный вариант лекционные курсы в моем списке к прочтению появляться будут разве что в самых_исключительных_случаях. "Всё обо всём за Х часов" – штука практически невозможная, учитывая то, что оный Х редко когда переваливает за 30. В итоге книжка вышла скомканной и сумбурной, а поскольку автор так точно и не определился со своей читательской аудиторией (что очень и очень важно, как мне кажется), то полезностная ценность её тоже оказалась сомнительной.

Ну ОК, давайте про религию. Давайте. Так зачем же каждую главу начинать с исторического экскурса? Затем, что курс лекций. Автор просто не может предугадать, кто станет его слушателем, а потому вынужден кратко пробегать всевозможные основы в надежде, что кому-то они заложат в голову базисные знания. Увы и ах, если базисные знания у вас в голове уже имеются, то очередной пересказ всё того же самого, но в скомканном виде и с попутными попытками трактовки вас либо усыпит, либо запутает. Либо сделает и то и другое – это, кстати, даже более вероятно.
Зачем переносить все недостатки лекционных курсов в книгу – вопрос. На 460 страниц можно написать порядочно ценной информации о религии, однако совершенно невозможно в те же 460 страниц включить краткий курс истории от ноля и до упора, попытаться дать ему некоторое толкование, а потом ко всему этому прибавить рассказ о религии. В общем-то, после того, как заканчивается очередной кусок исторической справки, сведения о религии на него выходит только намазывать, ибо больше места уже не остается. А японские религии – это, давайте займемся математикой, как минимум, религиИ во множественном числе, начиная с двух и заканчивая сотнями, а не нечто единое. Так что, намажь мы на кусок исторического хлеба религию вместо масла, всё было бы ещё не так плачевно. Но вот у нас всё тот же кусок хлеба, а намазать на него предстоит разноцветную икру (Мы по такому случаю её даже придумаем). Сколько икринок одного цвета вы в итоге съедите с бутербродом? Так-то.

Впрочем, стоит отметить, что подобравшись к 20 веку, автор начал исправляться и рассказывать о религиях больше, а начиная со второй половины 20 века речь велась уже и вовсе исключительно о них. Но учитывая то, какое количество разнообразных сект успело появиться в новой Японии, количество поглощаемых икринок одного цвета с упразднением из меню хлеба ничуть не прибавилось.
Единственным же по настоящему интересным и неплохо обрисованным (надеждами на то, что в работе данного формата можно даже попытаться раскрыть тему я себя не тешил с самого начала) я могу назвать кусочек, посвященный разрыву связи синтоизма и императорской семьи, произошедшего после Второй Мировой. Тут действительно есть хронология событий, обнаруживается связное содержание, проглядываются причины и следствия, обнаруживаются проблемы и вопросы, нахождением ответов на которые можно заняться, имея время и желание.
Вот так кратко и исключительно по существу сегодня, господа.

P.S. А при таком-то списке литературы можно было…

@темы: Damn it!, Вот что я скажу, Books, Japan - too far, so close