человек уже ходил по луне, а зонтики остались зонтиками...
Говорят, что больная голова ногам покоя не дает. В моем случае измывается она явно над руками.
Наверное, все уже заметили, что время от времени у меня просыпаеся нездоровый интерес к Шинсенгуми. И каждый раз оре бороздит просторы интернета в поисках чего-либо, связанного с Шинсеном, да и вообще со всем Бакумацу. Собранный с трудом материал, в основном по рассказам некоего Antrekotа, вылился в 80 печатных страниц, прибавим сюда документальные фильмы, субтитры к которым я в некоторых случаях находил просто чудом, фильмы художественные, фотографии и иже с ними...
К чему я собственно начал. Я решил поделиться тем, что нашел. Антрекот замечательный расказчик, так что читать его одно удовольствие, даже если тема сама по себе вам не интересна.
Далее будут следовать истории о временах Бакумацу, те, которые мне больше всего нравятся. Многие из них больше похожи на вымысел, но помня, что во-первых, речь идет о Японии, а во-вторых, о Бакумацу, в котором путаница была ещё та, отмечаю, что эти истории правдивы, насколько это возможно, учитывая прошедшее время.
Вперед. Да, чуть не забыл. В рассказ местами, но я старался делать это как можно реже, вклиниваются комментарии вашего покорного слугикоторый явно пересмотрел недавно Кеншина, так что на резкую перемену в стиле письма просьба не пугаться.. это был оре..
История первая. О том, как "патриоты" с Кондо общались
1867. Уже практически война. В Киото, в большой гостинице на окраине города собираются представители нескольких групп "людей благородной цели", чтобы заслушать проект петиции о конституции. Чтение уже началось, как вдруг в комнату влетает один из часовых и сообщает, что в гостиницу только что вошел Кондо Исами, командир Шинсенгуми - подразделения, поддерживавшего порядок в Киото от имени сёгуната.
Поскольку предыдущий визит этого господина в гостиницу, набитую Ишин Шиши,(знаменитый инцидент в Икеда-я) кончился для "людей благородной цели" крайне плачевно, присутствующие начинают нервно оглядываться и оценивать помещение на предмет обороны. Тут на сцене появляется слуга, который начинает объяснять, что господин Кондо один, что он часто приходит ужинать, и что он вот сейчас идет на "чистую" половину (то есть туда, где они все собрались) и что хозяин – естествнно - не может его остановить. А через минуту появляется и сам Кондо. И действительно один. И видит человек тридцать из верхушки розыскного списка. Вопрос: что было дальше?
Ответ: это Япония. Обе стороны вежливо поздоровались, Кондо предложили сесть - и чтение проекта пошло дальше. Под конец довольно бурного обсуждения, представитель от Тоса спросил у Кондо, что тот думает о проекте. Тот покачал головой и ответил, что согласно существующим законам страны, это прямая измена - но этот вопрос не входит в его, Кондо, компетенцию. Его долг - поддерживать порядок в старой столице, а данный проект и обсуждавшиеся меры по его осуществлению опасности для жителей Киото не представляют. Поэтому все присутствующие могут свободно передвигаться по городу до тех пор, пока не нарушат общественный порядок. Затем он поблагодарил собравшихся за исключительно интересный вечер и откланялся. И уже от перегородки сказал "Если вы не уравняете в правах ши-но-ко-шо (четыре основных сословия - самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы), то грош цена вашей конституции, и не стоит она ни одной человеческой жизни." И вышел.
Господа мятежники были до глубины души потрясены таким возмутительным радикализмом.
История вторая. Инцедент в Терада-я
22 января 1866 года провинции Сацума и Чошу (или Тёсю) заключили тайный союз против сёгуната. А 23 автор этого союза Сакамото Рёма с коллегой-заговорщиком Миёши Шинзо свалился отпраздновать успех в свою любимую харчевню Терада-я. И был крайне - и неприятно - удивлен, застав там целую свору единомышленников, уже занятых тем же. Рёма с приятелем поднялись наверх, остальные продолжали гулять внизу, а служанка Орьо, из-за которой Рёма и любил это место, отправилась в баню отмокать и приводить себя в порядок. И поскольку баня находилась на другой стороне здания, она как раз первой услышала, что к харчевне приближаются солдаты. Вылетела из чана с горячей водой и кинулась вверх по лестнице, предупредить. Надо сказать, что само это действие подарило людям наверху не меньше минуты, потому что увидев через окно на освещенной лестнице совершенно голую очень красивую девицу, господа из местной милиции встали как вкопанные. Очнулись, выломали дверь, и человек 20 кинулось вверх по той самой лестнице.
И легли они там в полном составе - потому что Рёма к тому времени научился довольно быстро перезаряжать свой контрабандный Смит-Вессон, а его спутник был достаточно хорошим фехтовальщиком, чтобы его на это время прикрыть. К тому времени, внизу уже затихло. Миёши Шинзо хотел спуститься вниз, поискать еще противников, но Рёма сказал, что у него осталось всего четыре патрона, и надо уходить. Они выломали перегородку, спрыгнули с третьего этажа на склон и ушли. И только на полдороги к представительству Сацума в Киото (все провинции были обязаны иметь представительства в старой и новой столицах) выяснилось, что Рёма довольно основательно ранен.
У ранения были забавные последствия - полагая, что он может умереть, Рёма откупил Орьо у хозяйки гостиницы и немедленно на ней женился, а Сайго Такамори, опасаясь того же, настоял, чтобы Рёма с женой поехали в Сацума, к горячим источникам в горах Киришима. Сера помогла - и эта поездка считается первым медовым месяцем в истории Японии.
История эта пошла сильно на пользу Терада-я - туристам до сих пор показывают "сливовую комнату" с царапинами от пуль и зарубками от мечей на стенах. Как сказал праправнук хозяйки "Взяв на работу Орьо, прапрабабушка обеспечила будущее семьи."
История третья. Инцедент в Икеда-я
Если упустить длинное начало истории *вклинился оре со своими комментариями*, то те, кто смотрел "бродягу Кеншина", вспомнят, что Шишио Макото готовил свой план на основе как раз этого момента истории, и обломился практически так же, только что в анимахе даже гостиница не пострадала. Если вкратце, то суть плана некой группы Ишин Шиши (они же патриоты, они же люди благородной цели) состояла в том, что Киото, город из дерева и бумаги, поджигался, а в это время убивались нужные дяденьки и предъявлялся ультиматум Бакуфу (военному правительству). Теперь перейдем собственно к самой истории.
Руководство Ишин Шиши в Киото поддержало Миябе (автора сего плана). За одним исключением - на уже поминавшегося здесь Кидо Коина идея поджечь летним днем милионный город, построенный в основном из дерева и бумаги, не произвела особого впечатления. Ему даже показалось, что завершись этот план полным успехом (в чем он сомневался), Ишин Шиши, людям благородной цели пришлось бы менять самоназвание. Потому что прежнее им уже не годилось бы. Нельзя уничтожать страну ради спасения страны. И он высказал это свое частное мнение настолько внятно, что неизвестно что бы там произошло, не приди Кидо по своему обыкновению без оружия. В общем, вылетел он из гостиницы Икеда (Икеда-я), где и проходило совещание, как летучая мышь из печной трубы, решив, что зайдет вечером и еще раз попробует их уговорить. Но не зашел. Проспал. (Не по своей вине, впрочем. С совещания он зашел к своему агенту/любовнице/будущей жене гейше Икумацу и рассказал ей про затею Миябе. Икумацу же решила, что предполагаемый вечерний разговор добром не кончится (и ведь как в воду глядела) – и подлила ему снотворного в чай.) А весь остальной штаб остался в гостнице планировать операцию.
А в это время на другом конце Киото, в Мибу, другая компания планировала встречный заплыв. Созданное для наведения порядка в Киото самурайское Новое Ополчение (Шинсенгуми) начало свою рабочую деятельность не с парадов, а патрулирования улиц и создания сети информаторов. А Миябе Тензо был человеком решительным, но уж очень плохим конспиратором. К тому моменту, как он огласил в штабе свои решительные меры, о том, что он находится в городе, знали уже как неделю.
Самого Миябе все время перевозили и перепрятывали, а вот за одного из его слуг хвост зацепился прочно и проследил до места ночевки – магазинчика Масуя, хозяином которого был некий Киемон. Поскольку след Миябе был в очередной раз потерян, руководство Шинсена решило потрясти магазинчик – авось чего выпадет. И к большому своему удивлению обнаружило там довольно большой склад боеприпасов и всякой горючей радости – и недожженный фрагмент письма Миябе, где излагался его генеральный план. Да и прихваченный в магазине Киемон при ближайшем рассмотрении оказался числящимся в розыскных листах самураем из Чошу Котакой Шунтаро.
Засим имела место, если верить свидетелям, совершенно готическая сцена допроса. Поскольку оные свидетели сильно противоречат друг другу и явно занимаются нагромождением ужасов, подробности мы опустим. Достаточно точно известно одно. Арестованный восемь часов молчал – а потом все же заговорил.
От того, что он заговорил, настроение у шинсеновцев, впрочем, не улучшилось. Люди с горючим материалом, уже рассеянные по точкам. Склады вроде Масуя в каждом квартале города, штаб, который может находиться в любом из пяти указанных Котакой мест – а может не находиться ни в одном из них. И сотни тысяч жертв в перспективе. В общем, погоревали они, разделили тогда еще сравнительно небольшой отряд на две группы и резерв и отправились с ночным визитом по двум наиболее интересным адресам. Икеда-я стояла в списке первой.
А дальше была сцена, известная любому японскому ребенку примерно так же, как нам эпизод с матросом Железняком и караулом – Исами Кондо, командир Шинсена, отодвигающий перегородку в комнату, где сидит киотский штаб людей благородной цели, со словами Я очень надеюсь, что вы окажете сопротивление.
Оказали. В первый момент, показалось, что имеет место ситуация с карасем, поймавшим щуку – Ишин Шиши в гостинице оказалось несколько больше, чем рассчитывал Кондо. Поскольку Икеда-я была гостиницей отнюдь не первого сорта, то по ходу имели место ситуации сугубо комического свойства – мечи застревали в стенах, люди валились с неосвещенных лестниц, Кондо в запале перерубил несущую балку и в верхней комнате просто поплыл потолок... На шум и грохот примчалась вторая ударная группа, вытянувшая пустой номер, счет сначала сравнялся, а потом резко изменился в пользу Шинсена.
Из присутствовавших Шиши 8 погибли на месте, 4 были тяжело ранены и умерли в ближайшие несколько дней, 20 было арестовано, двоим удалось уйти. Миябе покончил с собой.
История четвертая. Как Сайто-сан фамилию менял
Сайто Хаджиме - лично мой любимый персонаж во всей этой истории. В Шинсене, как я уже говорил, народ собрался очень и очень интересный (если смотреть на командную верхушку и капитанов подразделений), Сайто же переплюнул многих, если не всех, по количеству и оригинальности выходок, причем для пользы дела, как ни странно. Ладно, не отвлекаю. История была следующей:
После истории с Икеда-я популярность Шинсена резко возросла – а вместе с ней возросла и численность. Самым большим прибытком была группа из 30 человек, во главе с Ито Кашитаро. Кондо Исами принял ее с особенным удовольствием, потому что Ито считался одним из выдающихся знатоков военного дела. В руководстве Шинсена не было людей с военным образованием, и потому они все время опасались, что в лучшем случае занимаются изобретением велосипеда. Так что мастера-стратега немедленно назначили военным советником и третьим по рангу офицером в части.
Прошло несколько месяцев, прежде чем обе стороны поняли, что произошла ошибка.
Во-первых (но не в-главных), классическая подготовка Ито Кашитаро оказалась бесполезной в уличной войне, а во-вторых, присоединясь к Шинсену, Ито полагал, что нашел единомышленников-традиционалистов нужного ему градуса. Промахнуться больше он, пожалуй, не мог – ну разве что если б решил связаться с Сакамото Рёмой.
В общем, к окончанию первой войны с Чошу (последовавшей за делом о дворцовых воротах) стало ясно, что ужиться республиканцы на службе сёгуната и изоляционисты на службе сёгуната могут только если их расквартировывать в разных городах. Проблема заключалась в том, что возможности выйти из организации устав Шинсена не предусматривал. Вообще-то он (печально знаменитое правило номер два) предусматривал с точностью обратное – попытка покинуть ряды каралась смертью. Но тут случай был особый – и в конце концов стороны договорились, что Ито и 15 человек, выразивших готовность следовать за ним, просто уйдут в бессрочный отпуск и впредь будут действовать как самостоятельное подразделение. Ито отбыл – с 16 спутниками вместо 15, потому что в последний день командир третьего подразделения Сайто Хаджиме насмерть о чем-то разругался с Кондо и решил, что в Шинсене ему больше делать нечего.
Несколько месяцев все было тихо. А потом Кондо каким-то таинственным, колдовским образом стало известно, что Ито ведет переговоры с представителями Ишин Шиши из Сацума – а чтобы подчеркнуть свой вес и значимость, предупредил нескольких лидеров Ишин Шиши, что Шинсен охотится за их головами. Не менее странным было то, что Кондо по этому поводу ничего предпринимать не стал.
А еще через полтора месяца в штаб-квартиру Шинсена явился некий неизвестный, поразительным образом напоминавший бывшего командира третьего подразделения Сайто Хаджиме, но, конечно же, не являвшийся им (поскольку, как же может человек вернуться в организацию, из которой нельзя выйти?). Неизвестный представился как Ямагучи Дзиро, высказал желание вступить в Шинсен – и тут же был назначен ... командиром третьего подразделения – поскольку должность эта уже четыре месяца была вакантной.
В тот же день Ито Кашитаро получил от Кондо очень вежливую записку с просьбой о встрече. Что там было на той встрече – неизвестно. Известно только, что ушел с нее Ито слегка подвыпивши, а потом заглянул в ближайшую харчевню и еще добавил (что вообще-то было ему крайне не свойственно). Возвращался домой пешком. Один. И у храма Абуранокоджи налетел на неизвестного с копьем. Был ранен в горло, отступил на лестницу храма – и там покончил с собой. Утром людям Ито, разыскивавшим его, сообщили, что его тело лежит на перекрестке у храма. Они – почему-то вместе с двумя десятками ронинов из провинции Сацума – кинулись на этот перекресток... и человек, который предположил бы, что их там не ждали, проявил бы крайнее неуважение к господам Кондо Исами, Тошидзо Хиджикате и конечно новому командиру третьей Ямагучи Дзиро.
Через неделю сторонники Ито, не успевшие к свалке у Абуранокоджи, попытались сравнять счет – устроили засаду на Кондо (результат – пуля в плече у Кондо + два мертвых стрелка) и на командира первого подразделения Окиту Соджи (результат – пятеро покойников и один недоумевающий Окита). Группа, собиравшаяся поохотиться на, кхм, Ямагучи Дзиро, не успела выйти из дома, где квартировала. Старший – Мунаи Юносуке вел дневник. Последняя фраза, датированная 18 января (дата смерти Мунаи) Эта сволочь Сайто Хаджиме...
История пятая. Гонка вооружений. Вариант Сакамото Рёмы
Ещё один наизанимательнейший персонаж той эпохи - Сакамото Рёма. На русский имя его переводится как Драконь. Вот уж чья жизнь перекопана историками и посекундно рассчитана, так это жизнь Рёмы. Несмотря на то, что за ним не стояло никакой силы, Рёма всегда всё знал и был на шаг впереди. Говорят, что если бы как-то раз его послушали, то и смуты бы не было. Но.. не послушали... Что-то я снова увлекся. Внимаем истории Антрекота...
В начале 1864 приятель Рёмы встретил его на улице и, в числе прочего, похвастался новым мечом.
- Твой клинок,- сказал Рёма,- на ладонь длиннее, чем нужно. Он не годится ни для боя на улице, ни, тем более, для боя в доме. Ты вечно будешь всюду застревать. Мой тебе совет, подбери себе меч покороче, вот как у меня.
В конце 1865 года тот же приятель встретил Рёму снова - и в разговоре признал, что длинный меч по нынешним временам действительно оказался неудобен и что он теперь носит другой, покороче.
- Это вчерашний день, сказал Рёма. И вынул из-за пазухи "смит и вессон".
В следующий раз они встретились уже в 1867. У приятеля на ремне висел "кольт".
- Эта штука устарела. Разве из нее что толком достанешь?- фыркнул Рёма.- Вот настоящее оружие. - и он извлек из-за пазухи "Международное право" на английском.
После войны приятель стал адвокатом.
История шестая. Вопрос питания
Год 1864. Нагасаки, английская миссия. Приходит к переводчику миссии, Эрнсту Сатоу, доктор Вильям Виллис (тот самый, что потом остался с Сайго в Сацума) и говорит что получил какой-то официальный японский запрос, который естественно не может прочесть.
Сатоу читает письмо из какой-то явно военной конторы и слегка поднимает брови - потому что там какой-то военный чиновник очень вежливо интересуется, действительно ли потребление мяса резко увеличивает запасы энергии тела, способствует росту костей и мышц и вообще полезно для здоровья.
Виллис, тоже слегка удивившись, продиктовал ответ, что мол, да, белое, а особенно красное мясо, очень всему этому способствует, но вот, чтобы повлиять на рост, нужно начинать кормить детей мясом лет с трех, а у взрослых людей можно разве что мышечную массу увеличить. Но что он, Виллис, вообще исходит из европейского опыта, а вот как мясо повлияет на японцев, которые его поколениями не ели, он предсказать не берется. Так что он советует своему корреспонденту провести серию осторожных
опытов, потому что были прецеденты. (Прецеденты действительно были. За несколько лет до того у них в сиротском приюте в Шанхае дети чуть не умерли, потому что сердобольная обслуга кормила их молочными продуктами.)
Через три месяца приходит еще одно письмо, с благодарностями. Мол, корреспондент поставил серию опытов, все они были чрезвычайно удачны и он чрезвычайно признателен доктору за его высокоученые советы. Со своей стороны, он может в виде компенсации разве что поделиться наблюдением, что постоянное потребление мяса вызывает у физически активных взрослых японцев, ранее его никогда не пробовавших, несколько повышенную агрессивность. Что в данном случае совсем неплохо, но в других обстоятельствах может представлять проблему.
Благодарным корреспондентом доктора Виллиса был непосредственно заместитель командующего Шинсена Тошидзо Хиджиката. Интересно, что именно он имел в виду под ?несколько? повышенной агрессивностью.
Надо сказать, что у мясной истории было не менее занимательное продолжение.
Мясо в преимущественно буддистской стране было удовольствием дорогим и редким. А потому прокорм подразделения начал потихоньку превращаться в проблему. Оптимальным решением было бы завести свое собственное хозяйство. Но казармы в Мибу уже и людей-то не очень вмещали - и постоянный источник белка (в просторечии "свинарник") стал также источником постоянного напряжения и совершенно несамурайского поведения.
Как известно, лучше когда проблем много - тогда какие-то из них могут взаимно аннигилироватся. Одним из постоянных источников беспокойства для Шинсена был близлежащий храм Ниши Хонган. Местные монахи сочувствовали Ишин Шиши и монастырь по существу был базой "людей благородной цели" в Мибу. Это было известно точно - но применить соответствующие меры к уважаемому религиозному учреждению никто бы не позволил.
И во время Дела о Дворцовых Воротах проблемы встретились. Охвативший город пожар добрался до Мибу и подбирался к монастырю. Настоятель, не чая справиться силами монахов, кинулся за помощью - и ближайшим подразделением, всерьез занимавшимся тушением пожара, оказался естественно Шинсен. Перепуганный настоятель был готов обещать Кондо что угодно - и естественно мгновенно согласился приютить Шинсен, если казармы ополчения сгорят, пока Шинсен защищает храм.
Надо ли говорить, что казармы сгорели?
Шинсен переехал в монастырь. Вместе со свинарником. Противуправительственная деятельность в монастыре прекратилась. Но очень быстро выяснилось, что жить в этом огромном проходном дворе подразделению не очень удобно. Монахи же, не очень обрадовавшиеся Шинсену, впали в нечто очень напоминающее истерику по поводу свинарника. В буддистском монастыре систематически убивать живое на мясо? (То, что их постояльцы куда более систематически убивают людей, беспокоило монахов существенно меньше.) Так что когда Тошидзо Хиджиката намекнул настоятелю, что в связи с резким увеличением личного состава им потребуется более просторное помещение ... ну, вы сами понимаете, настоятель решил, что он этого не вынесет. И сам первым предложил построить Шинсену новые казармы, выделив для того часть незастроенной монастырской территории как раз через дорогу. Чего собственно и добивался господин заместитель командующего.
Новые помещения Шинсена располагались точно напротив монастыря - так что вернуться к прежним развлечениям монахи не могли все равно - а жить там было существенно уютнее, да и охранять помещения стало много легче. А на дальнем от монастыря краю базы красовался большой, просторный, крепкий ...свинарник.
История седьмая. Про Окиту и свинкуГоспда смотревшие Peace Makerа могут вспомнить, что был там один прекрасный персонаж, поросенок то бишь.
- вот собственно он. И, как оказалось, имеет он себе реальны прототип. А теперь история.
В 1864 году, отмеченном налетом Шинсэнгуми на Икеда-я, командирам первого и третьего подразделений было по 21 году. Однако парадоксальным образом даже в памяти современников Окита остался совсем юнцом, а Сайто - взрослым мужчиной.
Вероятно, дело в том, что Окита очень рано начал. В девять лет этот самурайский сирота появился в школе Теннен Рисин Рю. В шестнадцать стал мастером. Кондо Исами прочил его в наследники и собирался усыновить - как его самого усыновил прежний глава школы. Но вскоре компания из Теннен Рисин Рю оказалась в составе Шинсэнгуми и после некоторых кадровых интриг (см. историю Киёкавы Хатиро и Серизавы Камо) этот отряд возглавила. Кондо стал командиром, Хиджиката Тошидзо - его заместителем, вторым заместителем (по аналитической разведке, как это сейчас называется) стал Яманами Кейске, а Окита Соджи, Нагакура Шинпачи, Тодо Хэйске, Иноуэ Гэндзабуро и Харада Саноскэ стали командирами отделений.
Так в неполных двадцать Окита сделался одним из первых лиц в Шинсэнгуми.
Он был хорош собой, в свободное от работы время - тих, мил и весел. Возился с детьми, играл с ними, учил. Был склонен к разнообразным штукам юмористического стиля - впрочем, похоже, в Шинсэнгуми, где чуть ли не каждый второй имел крышу набекрень и своеобразное чувство юмора, это было нормально.
Считался лучшим мечом Шинсэнгуми, проверял боевую подготовку новобранцев - помните первый эпизод "Табу"? (от себя добавлю, что «Табу» есть бяка и смотреть его не надо)
Когда Яманами решил уйти из организации, его разыскал и вернул именно Окита. Окита же помог ему совершить сэппуку, то есть в качестве кайсяку отрубил голову. Наставника Окиты, Хиджикату, связывала с Яманами давняя дружба. Однако господин зам.командующего присутствовал при сём и, по свидетельствам очевидцев, не выразил никаких чувств.
В ходе знаменитого дела с Икеда-я у Окиты пошла кровь горлом - до того момента почти никто в Шинсэне не знал, что он болен, а сам он тщательно скрывал это от подчиненных. Впрочем, на боевых качествах это не сказывалось, а заглядывал ли Окита в будущее хотя бы на несколько лет вперед или нет - неизвестно.
Умер Окита в 1868 году, летом. Лежал в дворцовом госпитале, куда попал еще до отречения сёгуна. Его друзья и старшие сражались в Айзу и в Хакодате, многие погибли, Кондо был казнен - а Окита ничего не знал. Голова Кондо, его сэнсэя, командира и приемного отца, висела над воротами в полукилометре от госпиталя, и персонал боялся, что кто-нибудь проболтается об этом Оките. А он только сожалел, что никто из друзей его не навещает. Однажды он увидел в палате черную кошку, которую принял за чью-то смерть, встал с мечом в руке, чтобы ее зарубить - и захлебнулся кровью. Ему было двадцать пять лет.
Да, так о свинье, точнее, о свинке. Некоему вельможе подарили диковину - морскую свинку. А свинка возьми и заболей. И ее принесли монахам в Мибу, чтобы вылечили. Каким-то образом свинка оказалась у Окиты, он ее везде таскал за пазухой. Потом Шинсэн из монастыря съехал, вместе со своим свинарником (с вышеописанными пятачковыми свиньями), и Окита оставил морскую свинку монахам.
продолжение следует, если конечно будут заявки..
Наверное, все уже заметили, что время от времени у меня просыпаеся нездоровый интерес к Шинсенгуми. И каждый раз оре бороздит просторы интернета в поисках чего-либо, связанного с Шинсеном, да и вообще со всем Бакумацу. Собранный с трудом материал, в основном по рассказам некоего Antrekotа, вылился в 80 печатных страниц, прибавим сюда документальные фильмы, субтитры к которым я в некоторых случаях находил просто чудом, фильмы художественные, фотографии и иже с ними...
К чему я собственно начал. Я решил поделиться тем, что нашел. Антрекот замечательный расказчик, так что читать его одно удовольствие, даже если тема сама по себе вам не интересна.
Далее будут следовать истории о временах Бакумацу, те, которые мне больше всего нравятся. Многие из них больше похожи на вымысел, но помня, что во-первых, речь идет о Японии, а во-вторых, о Бакумацу, в котором путаница была ещё та, отмечаю, что эти истории правдивы, насколько это возможно, учитывая прошедшее время.
Вперед. Да, чуть не забыл. В рассказ местами, но я старался делать это как можно реже, вклиниваются комментарии вашего покорного слуги
История первая. О том, как "патриоты" с Кондо общались
О том, как патриоты с Кондо общались
1867. Уже практически война. В Киото, в большой гостинице на окраине города собираются представители нескольких групп "людей благородной цели", чтобы заслушать проект петиции о конституции. Чтение уже началось, как вдруг в комнату влетает один из часовых и сообщает, что в гостиницу только что вошел Кондо Исами, командир Шинсенгуми - подразделения, поддерживавшего порядок в Киото от имени сёгуната.
Поскольку предыдущий визит этого господина в гостиницу, набитую Ишин Шиши,(знаменитый инцидент в Икеда-я) кончился для "людей благородной цели" крайне плачевно, присутствующие начинают нервно оглядываться и оценивать помещение на предмет обороны. Тут на сцене появляется слуга, который начинает объяснять, что господин Кондо один, что он часто приходит ужинать, и что он вот сейчас идет на "чистую" половину (то есть туда, где они все собрались) и что хозяин – естествнно - не может его остановить. А через минуту появляется и сам Кондо. И действительно один. И видит человек тридцать из верхушки розыскного списка. Вопрос: что было дальше?
Ответ: это Япония. Обе стороны вежливо поздоровались, Кондо предложили сесть - и чтение проекта пошло дальше. Под конец довольно бурного обсуждения, представитель от Тоса спросил у Кондо, что тот думает о проекте. Тот покачал головой и ответил, что согласно существующим законам страны, это прямая измена - но этот вопрос не входит в его, Кондо, компетенцию. Его долг - поддерживать порядок в старой столице, а данный проект и обсуждавшиеся меры по его осуществлению опасности для жителей Киото не представляют. Поэтому все присутствующие могут свободно передвигаться по городу до тех пор, пока не нарушат общественный порядок. Затем он поблагодарил собравшихся за исключительно интересный вечер и откланялся. И уже от перегородки сказал "Если вы не уравняете в правах ши-но-ко-шо (четыре основных сословия - самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы), то грош цена вашей конституции, и не стоит она ни одной человеческой жизни." И вышел.
Господа мятежники были до глубины души потрясены таким возмутительным радикализмом.
История вторая. Инцедент в Терада-я
Инцидент в Терада-я
22 января 1866 года провинции Сацума и Чошу (или Тёсю) заключили тайный союз против сёгуната. А 23 автор этого союза Сакамото Рёма с коллегой-заговорщиком Миёши Шинзо свалился отпраздновать успех в свою любимую харчевню Терада-я. И был крайне - и неприятно - удивлен, застав там целую свору единомышленников, уже занятых тем же. Рёма с приятелем поднялись наверх, остальные продолжали гулять внизу, а служанка Орьо, из-за которой Рёма и любил это место, отправилась в баню отмокать и приводить себя в порядок. И поскольку баня находилась на другой стороне здания, она как раз первой услышала, что к харчевне приближаются солдаты. Вылетела из чана с горячей водой и кинулась вверх по лестнице, предупредить. Надо сказать, что само это действие подарило людям наверху не меньше минуты, потому что увидев через окно на освещенной лестнице совершенно голую очень красивую девицу, господа из местной милиции встали как вкопанные. Очнулись, выломали дверь, и человек 20 кинулось вверх по той самой лестнице.
И легли они там в полном составе - потому что Рёма к тому времени научился довольно быстро перезаряжать свой контрабандный Смит-Вессон, а его спутник был достаточно хорошим фехтовальщиком, чтобы его на это время прикрыть. К тому времени, внизу уже затихло. Миёши Шинзо хотел спуститься вниз, поискать еще противников, но Рёма сказал, что у него осталось всего четыре патрона, и надо уходить. Они выломали перегородку, спрыгнули с третьего этажа на склон и ушли. И только на полдороги к представительству Сацума в Киото (все провинции были обязаны иметь представительства в старой и новой столицах) выяснилось, что Рёма довольно основательно ранен.
У ранения были забавные последствия - полагая, что он может умереть, Рёма откупил Орьо у хозяйки гостиницы и немедленно на ней женился, а Сайго Такамори, опасаясь того же, настоял, чтобы Рёма с женой поехали в Сацума, к горячим источникам в горах Киришима. Сера помогла - и эта поездка считается первым медовым месяцем в истории Японии.
История эта пошла сильно на пользу Терада-я - туристам до сих пор показывают "сливовую комнату" с царапинами от пуль и зарубками от мечей на стенах. Как сказал праправнук хозяйки "Взяв на работу Орьо, прапрабабушка обеспечила будущее семьи."
История третья. Инцедент в Икеда-я
Инцедент в Икеда-я
Если упустить длинное начало истории *вклинился оре со своими комментариями*, то те, кто смотрел "бродягу Кеншина", вспомнят, что Шишио Макото готовил свой план на основе как раз этого момента истории, и обломился практически так же, только что в анимахе даже гостиница не пострадала. Если вкратце, то суть плана некой группы Ишин Шиши (они же патриоты, они же люди благородной цели) состояла в том, что Киото, город из дерева и бумаги, поджигался, а в это время убивались нужные дяденьки и предъявлялся ультиматум Бакуфу (военному правительству). Теперь перейдем собственно к самой истории.
Руководство Ишин Шиши в Киото поддержало Миябе (автора сего плана). За одним исключением - на уже поминавшегося здесь Кидо Коина идея поджечь летним днем милионный город, построенный в основном из дерева и бумаги, не произвела особого впечатления. Ему даже показалось, что завершись этот план полным успехом (в чем он сомневался), Ишин Шиши, людям благородной цели пришлось бы менять самоназвание. Потому что прежнее им уже не годилось бы. Нельзя уничтожать страну ради спасения страны. И он высказал это свое частное мнение настолько внятно, что неизвестно что бы там произошло, не приди Кидо по своему обыкновению без оружия. В общем, вылетел он из гостиницы Икеда (Икеда-я), где и проходило совещание, как летучая мышь из печной трубы, решив, что зайдет вечером и еще раз попробует их уговорить. Но не зашел. Проспал. (Не по своей вине, впрочем. С совещания он зашел к своему агенту/любовнице/будущей жене гейше Икумацу и рассказал ей про затею Миябе. Икумацу же решила, что предполагаемый вечерний разговор добром не кончится (и ведь как в воду глядела) – и подлила ему снотворного в чай.) А весь остальной штаб остался в гостнице планировать операцию.
А в это время на другом конце Киото, в Мибу, другая компания планировала встречный заплыв. Созданное для наведения порядка в Киото самурайское Новое Ополчение (Шинсенгуми) начало свою рабочую деятельность не с парадов, а патрулирования улиц и создания сети информаторов. А Миябе Тензо был человеком решительным, но уж очень плохим конспиратором. К тому моменту, как он огласил в штабе свои решительные меры, о том, что он находится в городе, знали уже как неделю.
Самого Миябе все время перевозили и перепрятывали, а вот за одного из его слуг хвост зацепился прочно и проследил до места ночевки – магазинчика Масуя, хозяином которого был некий Киемон. Поскольку след Миябе был в очередной раз потерян, руководство Шинсена решило потрясти магазинчик – авось чего выпадет. И к большому своему удивлению обнаружило там довольно большой склад боеприпасов и всякой горючей радости – и недожженный фрагмент письма Миябе, где излагался его генеральный план. Да и прихваченный в магазине Киемон при ближайшем рассмотрении оказался числящимся в розыскных листах самураем из Чошу Котакой Шунтаро.
Засим имела место, если верить свидетелям, совершенно готическая сцена допроса. Поскольку оные свидетели сильно противоречат друг другу и явно занимаются нагромождением ужасов, подробности мы опустим. Достаточно точно известно одно. Арестованный восемь часов молчал – а потом все же заговорил.
От того, что он заговорил, настроение у шинсеновцев, впрочем, не улучшилось. Люди с горючим материалом, уже рассеянные по точкам. Склады вроде Масуя в каждом квартале города, штаб, который может находиться в любом из пяти указанных Котакой мест – а может не находиться ни в одном из них. И сотни тысяч жертв в перспективе. В общем, погоревали они, разделили тогда еще сравнительно небольшой отряд на две группы и резерв и отправились с ночным визитом по двум наиболее интересным адресам. Икеда-я стояла в списке первой.
А дальше была сцена, известная любому японскому ребенку примерно так же, как нам эпизод с матросом Железняком и караулом – Исами Кондо, командир Шинсена, отодвигающий перегородку в комнату, где сидит киотский штаб людей благородной цели, со словами Я очень надеюсь, что вы окажете сопротивление.
Оказали. В первый момент, показалось, что имеет место ситуация с карасем, поймавшим щуку – Ишин Шиши в гостинице оказалось несколько больше, чем рассчитывал Кондо. Поскольку Икеда-я была гостиницей отнюдь не первого сорта, то по ходу имели место ситуации сугубо комического свойства – мечи застревали в стенах, люди валились с неосвещенных лестниц, Кондо в запале перерубил несущую балку и в верхней комнате просто поплыл потолок... На шум и грохот примчалась вторая ударная группа, вытянувшая пустой номер, счет сначала сравнялся, а потом резко изменился в пользу Шинсена.
Из присутствовавших Шиши 8 погибли на месте, 4 были тяжело ранены и умерли в ближайшие несколько дней, 20 было арестовано, двоим удалось уйти. Миябе покончил с собой.
История четвертая. Как Сайто-сан фамилию менял
"Как Сайто Хаджиме сменил фамилию"
Сайто Хаджиме - лично мой любимый персонаж во всей этой истории. В Шинсене, как я уже говорил, народ собрался очень и очень интересный (если смотреть на командную верхушку и капитанов подразделений), Сайто же переплюнул многих, если не всех, по количеству и оригинальности выходок, причем для пользы дела, как ни странно. Ладно, не отвлекаю. История была следующей:
После истории с Икеда-я популярность Шинсена резко возросла – а вместе с ней возросла и численность. Самым большим прибытком была группа из 30 человек, во главе с Ито Кашитаро. Кондо Исами принял ее с особенным удовольствием, потому что Ито считался одним из выдающихся знатоков военного дела. В руководстве Шинсена не было людей с военным образованием, и потому они все время опасались, что в лучшем случае занимаются изобретением велосипеда. Так что мастера-стратега немедленно назначили военным советником и третьим по рангу офицером в части.
Прошло несколько месяцев, прежде чем обе стороны поняли, что произошла ошибка.
Во-первых (но не в-главных), классическая подготовка Ито Кашитаро оказалась бесполезной в уличной войне, а во-вторых, присоединясь к Шинсену, Ито полагал, что нашел единомышленников-традиционалистов нужного ему градуса. Промахнуться больше он, пожалуй, не мог – ну разве что если б решил связаться с Сакамото Рёмой.
В общем, к окончанию первой войны с Чошу (последовавшей за делом о дворцовых воротах) стало ясно, что ужиться республиканцы на службе сёгуната и изоляционисты на службе сёгуната могут только если их расквартировывать в разных городах. Проблема заключалась в том, что возможности выйти из организации устав Шинсена не предусматривал. Вообще-то он (печально знаменитое правило номер два) предусматривал с точностью обратное – попытка покинуть ряды каралась смертью. Но тут случай был особый – и в конце концов стороны договорились, что Ито и 15 человек, выразивших готовность следовать за ним, просто уйдут в бессрочный отпуск и впредь будут действовать как самостоятельное подразделение. Ито отбыл – с 16 спутниками вместо 15, потому что в последний день командир третьего подразделения Сайто Хаджиме насмерть о чем-то разругался с Кондо и решил, что в Шинсене ему больше делать нечего.
Несколько месяцев все было тихо. А потом Кондо каким-то таинственным, колдовским образом стало известно, что Ито ведет переговоры с представителями Ишин Шиши из Сацума – а чтобы подчеркнуть свой вес и значимость, предупредил нескольких лидеров Ишин Шиши, что Шинсен охотится за их головами. Не менее странным было то, что Кондо по этому поводу ничего предпринимать не стал.
А еще через полтора месяца в штаб-квартиру Шинсена явился некий неизвестный, поразительным образом напоминавший бывшего командира третьего подразделения Сайто Хаджиме, но, конечно же, не являвшийся им (поскольку, как же может человек вернуться в организацию, из которой нельзя выйти?). Неизвестный представился как Ямагучи Дзиро, высказал желание вступить в Шинсен – и тут же был назначен ... командиром третьего подразделения – поскольку должность эта уже четыре месяца была вакантной.
В тот же день Ито Кашитаро получил от Кондо очень вежливую записку с просьбой о встрече. Что там было на той встрече – неизвестно. Известно только, что ушел с нее Ито слегка подвыпивши, а потом заглянул в ближайшую харчевню и еще добавил (что вообще-то было ему крайне не свойственно). Возвращался домой пешком. Один. И у храма Абуранокоджи налетел на неизвестного с копьем. Был ранен в горло, отступил на лестницу храма – и там покончил с собой. Утром людям Ито, разыскивавшим его, сообщили, что его тело лежит на перекрестке у храма. Они – почему-то вместе с двумя десятками ронинов из провинции Сацума – кинулись на этот перекресток... и человек, который предположил бы, что их там не ждали, проявил бы крайнее неуважение к господам Кондо Исами, Тошидзо Хиджикате и конечно новому командиру третьей Ямагучи Дзиро.
Через неделю сторонники Ито, не успевшие к свалке у Абуранокоджи, попытались сравнять счет – устроили засаду на Кондо (результат – пуля в плече у Кондо + два мертвых стрелка) и на командира первого подразделения Окиту Соджи (результат – пятеро покойников и один недоумевающий Окита). Группа, собиравшаяся поохотиться на, кхм, Ямагучи Дзиро, не успела выйти из дома, где квартировала. Старший – Мунаи Юносуке вел дневник. Последняя фраза, датированная 18 января (дата смерти Мунаи) Эта сволочь Сайто Хаджиме...
История пятая. Гонка вооружений. Вариант Сакамото Рёмы
Гонка вооружений по дону Корлеоне
Ещё один наизанимательнейший персонаж той эпохи - Сакамото Рёма. На русский имя его переводится как Драконь. Вот уж чья жизнь перекопана историками и посекундно рассчитана, так это жизнь Рёмы. Несмотря на то, что за ним не стояло никакой силы, Рёма всегда всё знал и был на шаг впереди. Говорят, что если бы как-то раз его послушали, то и смуты бы не было. Но.. не послушали... Что-то я снова увлекся. Внимаем истории Антрекота...
В начале 1864 приятель Рёмы встретил его на улице и, в числе прочего, похвастался новым мечом.
- Твой клинок,- сказал Рёма,- на ладонь длиннее, чем нужно. Он не годится ни для боя на улице, ни, тем более, для боя в доме. Ты вечно будешь всюду застревать. Мой тебе совет, подбери себе меч покороче, вот как у меня.
В конце 1865 года тот же приятель встретил Рёму снова - и в разговоре признал, что длинный меч по нынешним временам действительно оказался неудобен и что он теперь носит другой, покороче.
- Это вчерашний день, сказал Рёма. И вынул из-за пазухи "смит и вессон".
В следующий раз они встретились уже в 1867. У приятеля на ремне висел "кольт".
- Эта штука устарела. Разве из нее что толком достанешь?- фыркнул Рёма.- Вот настоящее оружие. - и он извлек из-за пазухи "Международное право" на английском.
После войны приятель стал адвокатом.
История шестая. Вопрос питания
Вопрос питания
Год 1864. Нагасаки, английская миссия. Приходит к переводчику миссии, Эрнсту Сатоу, доктор Вильям Виллис (тот самый, что потом остался с Сайго в Сацума) и говорит что получил какой-то официальный японский запрос, который естественно не может прочесть.
Сатоу читает письмо из какой-то явно военной конторы и слегка поднимает брови - потому что там какой-то военный чиновник очень вежливо интересуется, действительно ли потребление мяса резко увеличивает запасы энергии тела, способствует росту костей и мышц и вообще полезно для здоровья.
Виллис, тоже слегка удивившись, продиктовал ответ, что мол, да, белое, а особенно красное мясо, очень всему этому способствует, но вот, чтобы повлиять на рост, нужно начинать кормить детей мясом лет с трех, а у взрослых людей можно разве что мышечную массу увеличить. Но что он, Виллис, вообще исходит из европейского опыта, а вот как мясо повлияет на японцев, которые его поколениями не ели, он предсказать не берется. Так что он советует своему корреспонденту провести серию осторожных
опытов, потому что были прецеденты. (Прецеденты действительно были. За несколько лет до того у них в сиротском приюте в Шанхае дети чуть не умерли, потому что сердобольная обслуга кормила их молочными продуктами.)
Через три месяца приходит еще одно письмо, с благодарностями. Мол, корреспондент поставил серию опытов, все они были чрезвычайно удачны и он чрезвычайно признателен доктору за его высокоученые советы. Со своей стороны, он может в виде компенсации разве что поделиться наблюдением, что постоянное потребление мяса вызывает у физически активных взрослых японцев, ранее его никогда не пробовавших, несколько повышенную агрессивность. Что в данном случае совсем неплохо, но в других обстоятельствах может представлять проблему.
Благодарным корреспондентом доктора Виллиса был непосредственно заместитель командующего Шинсена Тошидзо Хиджиката. Интересно, что именно он имел в виду под ?несколько? повышенной агрессивностью.
Надо сказать, что у мясной истории было не менее занимательное продолжение.
Мясо в преимущественно буддистской стране было удовольствием дорогим и редким. А потому прокорм подразделения начал потихоньку превращаться в проблему. Оптимальным решением было бы завести свое собственное хозяйство. Но казармы в Мибу уже и людей-то не очень вмещали - и постоянный источник белка (в просторечии "свинарник") стал также источником постоянного напряжения и совершенно несамурайского поведения.
Как известно, лучше когда проблем много - тогда какие-то из них могут взаимно аннигилироватся. Одним из постоянных источников беспокойства для Шинсена был близлежащий храм Ниши Хонган. Местные монахи сочувствовали Ишин Шиши и монастырь по существу был базой "людей благородной цели" в Мибу. Это было известно точно - но применить соответствующие меры к уважаемому религиозному учреждению никто бы не позволил.
И во время Дела о Дворцовых Воротах проблемы встретились. Охвативший город пожар добрался до Мибу и подбирался к монастырю. Настоятель, не чая справиться силами монахов, кинулся за помощью - и ближайшим подразделением, всерьез занимавшимся тушением пожара, оказался естественно Шинсен. Перепуганный настоятель был готов обещать Кондо что угодно - и естественно мгновенно согласился приютить Шинсен, если казармы ополчения сгорят, пока Шинсен защищает храм.
Надо ли говорить, что казармы сгорели?
Шинсен переехал в монастырь. Вместе со свинарником. Противуправительственная деятельность в монастыре прекратилась. Но очень быстро выяснилось, что жить в этом огромном проходном дворе подразделению не очень удобно. Монахи же, не очень обрадовавшиеся Шинсену, впали в нечто очень напоминающее истерику по поводу свинарника. В буддистском монастыре систематически убивать живое на мясо? (То, что их постояльцы куда более систематически убивают людей, беспокоило монахов существенно меньше.) Так что когда Тошидзо Хиджиката намекнул настоятелю, что в связи с резким увеличением личного состава им потребуется более просторное помещение ... ну, вы сами понимаете, настоятель решил, что он этого не вынесет. И сам первым предложил построить Шинсену новые казармы, выделив для того часть незастроенной монастырской территории как раз через дорогу. Чего собственно и добивался господин заместитель командующего.
Новые помещения Шинсена располагались точно напротив монастыря - так что вернуться к прежним развлечениям монахи не могли все равно - а жить там было существенно уютнее, да и охранять помещения стало много легче. А на дальнем от монастыря краю базы красовался большой, просторный, крепкий ...свинарник.
История седьмая. Про Окиту и свинкуГоспда смотревшие Peace Makerа могут вспомнить, что был там один прекрасный персонаж, поросенок то бишь.

Окита и морская свинка
В 1864 году, отмеченном налетом Шинсэнгуми на Икеда-я, командирам первого и третьего подразделений было по 21 году. Однако парадоксальным образом даже в памяти современников Окита остался совсем юнцом, а Сайто - взрослым мужчиной.
Вероятно, дело в том, что Окита очень рано начал. В девять лет этот самурайский сирота появился в школе Теннен Рисин Рю. В шестнадцать стал мастером. Кондо Исами прочил его в наследники и собирался усыновить - как его самого усыновил прежний глава школы. Но вскоре компания из Теннен Рисин Рю оказалась в составе Шинсэнгуми и после некоторых кадровых интриг (см. историю Киёкавы Хатиро и Серизавы Камо) этот отряд возглавила. Кондо стал командиром, Хиджиката Тошидзо - его заместителем, вторым заместителем (по аналитической разведке, как это сейчас называется) стал Яманами Кейске, а Окита Соджи, Нагакура Шинпачи, Тодо Хэйске, Иноуэ Гэндзабуро и Харада Саноскэ стали командирами отделений.
Так в неполных двадцать Окита сделался одним из первых лиц в Шинсэнгуми.
Он был хорош собой, в свободное от работы время - тих, мил и весел. Возился с детьми, играл с ними, учил. Был склонен к разнообразным штукам юмористического стиля - впрочем, похоже, в Шинсэнгуми, где чуть ли не каждый второй имел крышу набекрень и своеобразное чувство юмора, это было нормально.
Считался лучшим мечом Шинсэнгуми, проверял боевую подготовку новобранцев - помните первый эпизод "Табу"? (от себя добавлю, что «Табу» есть бяка и смотреть его не надо)
Когда Яманами решил уйти из организации, его разыскал и вернул именно Окита. Окита же помог ему совершить сэппуку, то есть в качестве кайсяку отрубил голову. Наставника Окиты, Хиджикату, связывала с Яманами давняя дружба. Однако господин зам.командующего присутствовал при сём и, по свидетельствам очевидцев, не выразил никаких чувств.
В ходе знаменитого дела с Икеда-я у Окиты пошла кровь горлом - до того момента почти никто в Шинсэне не знал, что он болен, а сам он тщательно скрывал это от подчиненных. Впрочем, на боевых качествах это не сказывалось, а заглядывал ли Окита в будущее хотя бы на несколько лет вперед или нет - неизвестно.
Умер Окита в 1868 году, летом. Лежал в дворцовом госпитале, куда попал еще до отречения сёгуна. Его друзья и старшие сражались в Айзу и в Хакодате, многие погибли, Кондо был казнен - а Окита ничего не знал. Голова Кондо, его сэнсэя, командира и приемного отца, висела над воротами в полукилометре от госпиталя, и персонал боялся, что кто-нибудь проболтается об этом Оките. А он только сожалел, что никто из друзей его не навещает. Однажды он увидел в палате черную кошку, которую принял за чью-то смерть, встал с мечом в руке, чтобы ее зарубить - и захлебнулся кровью. Ему было двадцать пять лет.
Да, так о свинье, точнее, о свинке. Некоему вельможе подарили диковину - морскую свинку. А свинка возьми и заболей. И ее принесли монахам в Мибу, чтобы вылечили. Каким-то образом свинка оказалась у Окиты, он ее везде таскал за пазухой. Потом Шинсэн из монастыря съехал, вместе со своим свинарником (с вышеописанными пятачковыми свиньями), и Окита оставил морскую свинку монахам.
продолжение следует, если конечно будут заявки..
Tokidoki, из-за тебя с японцами я не учу педагогическую психологию - что я буду сдавать в понедельник?!
Еще хочу))
у меня этой радости ещё много, но ты.. учи.. )
Risuzu
по многочисленным заявкам продолжаем)
И где ты это находишь?
места нужно знать и быстро бегать)) а вообще несколько часов войны с всевозможными поисковиками и сайтами приносят иногда удивителные результаты. Сейчас ещё что-нибудь выложу
Действительно) Вот людей можно на мясо,а "птичку-жалко"(с.)
Прелестная логика,мне понять не дано))
Tokidoki,я вас люблю)
любить то оно наверное можно, только вот как смайлы просьба не делать, а то вам с mrau долго придется меня снимать с холодильника/люстры/ну или что там ещё под руку подвернтся.
*вспоминается авик с Алленом "Птичку жалко.. Такой шашлык пропал.."*
а вообще.. если б они на Шинсен возмущаться начали, то что б осталось от бонз наших? Инстинкт самосохранения - великая вещь..)